Этюды научного оптимизма от Ролена Нотмана
«Причал к удивительно благому делу»
Не случайно книгу открывает очерк о Марии Владимирцевой из Института биологических наук криолитозоны СО РАН, которая работает в Якутске. Объект исследования Марии — тундровые журавли, пролетные птицы южной Якутии. И автор, и герой очерка дали волю своему романтизму, который ныне в науке не приветствуется, отмечает Мария. Но как сдержаться, если журавли так похожи на людей! Прочитав очерк о себе, Мария написала Нотману о своем новом открытии: «Я и не предполагала, что моя работа так интересна для других!»
Герой очерка «Хранитель фондов» Николай Цыремпилов обладатель не только достаточно экзотической должности — старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. И тема его кандидатской столь же необыкновенна, она посвящена судьбе Чжамьян-Шадбы I Агван-Цзодуя, труд которого с поэтическим названием «Причал к удивительно благому делу» рассматривался ученым как «источник по истории Центральной Азии XVII — первой половины XVIII веков».
Автор очерка вместе с хранителем фондов посетил полностью закрытый для посторонних Центр восточных рукописей и ксилографов, проникся тибетской идеологией, послушал, как звучит ее язык… И перед читателем объемно обрисовывается необыкновенный мир древнейших философов, парадоксов их учений, изложенных столь же необычным способом — на стрелах, изготовленных в IX веке. Николай Цыремпилов посвящает свою жизнь тому, чтобы эти стрелы древнего знания могли стать доступны современникам.
«Модель эффективности»
В какой-то степени показательным можно назвать очерк «Модель эффективности» — о Виталии Марковой, научном сотруднике Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, кандидате экономических наук.
Любители смотреть телевизор воскликнут:
— Какое уж у нас в России промышленное производство!
Автор отвечает: «…Молодая женщина разработала не только модели для определения масштабов и структуры добычи и потребления коксующихся углей, но и принимала активное участие в разработке программ и стратегии, определяющих дальнейшее развитие Сибири… Они связаны с… основами государственной политики страны по развитию угольной отрасли и повышению конкурентоспособности ее продукции на внешнем рынке».
А вы думали, что жизнь есть только в «Доме-2»? А чем он отапливается, что там едят, а главное — как будет с этими простыми ценностями в будущем?
Автор, беседуя с Виталией, высказывает сомнение: отечественная металлургия в упадке, уголь идет за рубеж, не означает ли это, что мы обогащаем других в ущерб себе? Молодая собеседница вместе со своим руководителем Мироном Ягольницером доказывает: страна поднимается, а значит, потребность в топливе растет. Инвесторы идут на огромные затраты, чтобы восстанавливать даже затопленные в 90-е годы шахты.
— Разработки науки нацелены не только на экономический эффект. Они влияют на идеологию, мировоззрение, на стратегию поведения руководителей и управленцев, — уверена Виталия.
Чтение очерков о молодых ученых также развивает экстраполяцию мысли: «модель эффективности» изложенных в книге историй убедит любого в том, что жизнь не позволит разделить себя на два подвида: пустопорожнюю — праздную и полную великих своей радостью трудов. Пена останется таковой, а чистая вода никогда не перемешается с ней, никогда не будет даже соседствовать.
Ролен Нотман в каждом очерке раскрывает не только суть работ молодых ученых, но и личностные пристрастия, особенности характеров. Так, Виталия признает парадокс, что у нее не математический склад ума. Геолог Дмитрий Метелкин, объездивший полмира, искренне считает, что лучшее место на Земле — Академгородок. Рассказ о Владиславе Милейко Нотман начинает с детсадовской библиотеки, где все книги были про животных — «это была невольная предпосылка, чтобы стать биологом». С такого старта в 24 года Владислав уже получил из рук Президента России национальную премию в области инноваций имени Владимира Зворыкина.
Умение Ролена Нотмана двумя-тремя яркими фактами сделать лица героев различаемыми, своеобычными, запоминающимися позволило очеркам быть короткими, книге — компактной.
Круглосуточная пашня разными орудиями производства
… Научный обозреватель Ролен Константинович Нотман уволился из «Советской Сибири» после того, как ему исполнилось 75 лет. Спустя некоторое время на одной из редакционных летучек молодая журналистка заметила:
— Всегда в газете было слишком много Нотмана, но когда его совсем нет — еще хуже.
В этой фразе все: и плохо скрытая зависть (что бы мы, творческие люди, без нее делали?!), и справедливая оценка, и знаковая метка: вынули человека — и стала заметна пустота. Много ли мы знаем журналистов, чей уход из профессии равносилен потере части контента издания? Занять место Ролена невозможно, и затертая поговорка про человека, который красит место, тут даже неуместна. Место Нотмана — это круглосуточная пашня разными орудиями производства. Он читает все подряд, что касается науки, в 70 и 75 ездит по всей Сибири в поисках героев своих книг. Берет интервью у академиков и студентов. Пишет стихи, романы, рассказы. Готовит серию книг «Интеллигенты России». Заседает в советах, оргкомитетах, жюри. Любит музыку, театр, шахматы… Но пуще всего — свою писательскую тишину, которая рождает новые замыслы и в конечном счете — книги, которые мы ждем.
Книга Ролена Нотмана «Поколение молодых» в серии «Интеллигенты России», несомненно, будет семейной ценностью для ее героев. Останется в истории Сибирского отделения Российской академии наук. Для простого читателя станет ярким «этюдом оптимизма». Потому что после прочтения книги как-то меньше реагируешь на унылую телевозню барбиобразных красоток, отшлифованных ножами пластических хирургов, и мальчиков без определенного пола и возраста. На кликушество «звезд» эфира и заклинания утративших влияние «бывших» революционеров от демократии.
ФАКТ
В Сибирском федеральном округе 59 молодых ученых в 2011 году были удостоены грантов Президента России, 27 из них работают в Новосибирске.