Журавли против богатыря
— Основные темы нашего фестиваля — год Дракона, национальные мотивы, русский характер. На них и были основаны многие композиции, — рассказал заместитель начальника департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Владимир Фефелов, возглавивший конкурсную комиссию. — Мне понравилась скульптура новосибирских мастеров «Журавлиная песнь», интересная, изящная композиция. Я говорю своё мнение, потому что оно не совпадает с мнением большинства членов комиссии.
Председатель конкурсной комиссии не скрывает, что его симпатия отчасти зависит от желания поддержать земляков. Однако многие фигуры, в отличие от «Журавлиной песни», не отличаются особенным изяществом. И дело вовсе не в уровне мастерства. Создавать скульптуры из снега и льда при температуре минус десять градусов всё равно что вступать в схватку с природой: материал рассыпается на глазах. По словам Владимира Фефелова, наблюдающего весь процесс работы, из-за тёпла многие задумки пострадали: мастера побоялись, что какие-то элементы конструкции могут не выдержать и рухнут. Поэтому в выборе между изяществом и прочностью зачастую побеждало последнее.
— Тёплая зима мне помешала, — поделился победитель XII Сибирского фестиваля снежной скульптуры из Барнаула Алексей Кулик. — Постепенно верх начал крениться.
Художник-керамист вырезал из снега Владимира Равноапостольского, павлинов — как его спутников — и крещёную Русь. Именно она-то, матушка, со всеми своими церквями и куполами согнулась под гнётом природы. Однако Алексей, работавший над скульптурой единолично, говорит об этом с поразительным спокойствием: накренилась — выровнял. А после получения главного приза (мастер из Барнаула последовательно занимал на фестивале третье, второе и первое места) растает — не жалко.
Хотя как это не жалко? — удивится обыватель, узнав, что многие мастера работали по 12—13 часов ежедневно, чтобы уложиться в поставленные сроки.
— Работали когда с обеда, когда с утра до вечера. Сегодня ночью пришлось всё заканчивать. Вещи начали складывать, уже когда комиссия приехала, — говорит Максим Пахомов, представитель новосибирской команды, занявшей второе место. Сама идея постепенно рождалась. Изначально сюжет был несколько статичнее: журавль в гнезде. А потом превратился в такую композицию: две птицы летят в небе, а одна смотрит им вслед из гнезда.
Техника создания фигур из снега и льда оказалась невероятно сложной. В представлении обывателя в Первомайский сквер привозят цельный куб материала, от которого в процессе отрезаются кусочки. В действительности же блок сначала наслаивается: мастера, скрепляя слой за слоем, образуют единый параллелепипед. Например, на ледяном драконе конкурсантов из Байкальска, получивших приз мэра Новосибирска, без труда можно различить «швы».
— Предварительно делается туба, на неё набирается ледяная болванка, — пояснили мастера Владимир Золодченко и Алексей Аникеев. — А после этого уже задаётся сама фигура, которая вырезается резцами и пилами.
Несмотря на то, что настоящие морозы дошли и до Новосибирска, фигурам в конечном итоге суждено растаять. Наверное, мы так никогда и не узнаем, куда летят зимой снежные журавли, выдыхают ли огонь ледяные драконы и на каких дрожжах растут сибирские мухи… Но увидеть всё это великолепие можно в Первомайском сквере до 31 января.