Растём вместе со зрителем
— Большой акцент на этот раз мы сделали на проведение фестиваля в Новосибирской области, где в 26 районах и 4 городах состоялось 95 специальных мероприятий — спектаклей, концертов, праздничных программ. И очень отрадно, что сельские жители, перед которыми выступали ведущие мастера и творческие коллективы Новосибирска, очень тепло и, я бы сказала, очень правильно и грамотно воспринимают сегодня классическую культуру.
Масштабы и приоритеты
— Мы торжественно открывали фестиваль 28 ноября в Усть-Таркском и Чановском районах, а закрывали 12, 13 и 14 декабря в Черепаново, Болотном, Краснозерском: всюду были полные залы. И мне показалось очень позитивным фактором то, что мы увидели в эти дни — значительно улучшилась материальная база сельской культуры. К примеру, мы выступали в прекрасном Дворце культуры в Усть-Тарке и только что отремонтированном чановском ДК. Очень комфортным с точки зрения технической оснащенности был для артистов и краснозерский Дом культуры. Мы ощутили на собственном опыте, когда вкладываются достойные средства на усиление материально-технической базы сельской культуры, все это отдается сторицей: многократно приятнее встречаться тем, кто в зале, и тем, кто на сцене. Кроме того, сами зрители становятся немного другими — более открытыми и восприимчивыми к прекрасному.
В Новосибирске, как вы знаете, была представлена так же очень большая гастрольная программа: восемь ведущих театров России, музыканты из восьми стран мира. Всего в этом фестивале участвовало 102 творческих коллектива и участника, а на всех мероприятиях в целом побывало свыше 65 тысяч зрителей. Безусловно, это очень большая цифра, наглядно представляющая масштаб нынешнего культурного форума.
Взгляд со стороны
— Если говорить о каких-то иных составляющих этой масштабности, на МРФИ было 137 аккредитованных СМИ, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. Причем, к примеру, Роман Должанский из «Коммерсанта» приезжает на фестиваль уже восьмой раз и видит в его в развитии. В частности, на этот раз он написал: «У Рождественского фестиваля, который когда-то придумал и до сих пор проводит новосибирский молодежный театр «Глобус», двоякая задача. Для города (если говорить о театральной программе) он важен как возможность посмотреть лучшие столичные театральные новинки, а для столичных наблюдателей — соблазнительная возможность увидеть спектакли новосибирских театров… Конечно, фестиваль думает о зрителе и о кассе, но приоритет просветительских, творческих задач здесь очевиден».
Добавлю: в рамках нынешнего фестиваля проведена творческая лаборатория молодой режиссуры, и, к нашему большому удовольствию, она вызвала неподдельный интерес не только у профессионалов, но и у любителей современного театрального искусства. Кроме того, мы увидели, что именно этот фестиваль привлек более пристальное внимание театральной общественности, студентов творческих вузов, просто зрителей, помимо самих спектаклей, концертов и других мероприятий, к творческим встречам и даже пресс-конференциям наших гостей. Например, встречу с режиссером Кириллом Серебренниковым пришлось перенести из гостиной в малый зал, но и там мест оказалось мало! А ведь Серебренников не звезда подмостков, личность в общем-то хорошо известная лишь кругу профессионалов, что наводит на мысль: в Новосибирске выросло новое поколение зрителей — люди стали активней, информированней, умней, образованнее, чем прежде… Причем на спектакли приезжала публика из соседних сибирских городов, купившая билеты заранее, а также студенты из Красноярска, Томска, Иркутска, Барнаула. В эти дни вновь стало очевидным: Рождественский фестиваль искусств является не просто брэндом Новосибирска как культурной столицы и влияет на имидж Новосибирской области как позитивного, успешно развивающегося региона, но имеет огромный общественный резонанс.