Школьники на защите родной природы
Зима — время заботы
Зимой юные экологи и краеведы обрабатывают собранный летом материал, пишут исследовательские работы. Дело это серьезное и социально значимое.
— Мы воспитываем в детях чувство ответственности за природу их малой родины, — рассказывает руководитель отдела Наталья Лапина. — В каком она состоянии, как уживается с людьми? И как мы можем ей помочь.
Оказывается, детская помощь может быть вполне реальной. Сейчас, например, объявлена акция «Добрая зима». Ребята мастерят и развешивают кормушки для птиц и вплоть до весны будут кормить пернатых, зимующих в городе.
Еще к зиме традиционно готовят внушительные запасы овощей. Особенно много сажают капусты, картофеля, моркови: все это потом поступает в школьные столовые. Юннатский урожай раскупается влёт: во-первых, все овощи и картофель экологически чистые, хорошего качества, во-вторых, значительно дешевле, чем на рынке.
Люблю тебя, малая родина
На реальную пользу нацелена и вся исследовательская работа. Чтобы знания, добытые на участке, в походе, экспедиции, в библиотеке, кому-то оказались полезными.
Педагоги отдела рассказывают об интересных исследованиях, которые оценены дипломами различных конкурсов и фестивалей, на стенах в учительской многочисленные знаки этих побед. А на подходе новые работы.
Серьезно и глубоко, например, восьмиклассница Зухра Ажбакова изучает историю деревни Энгельдинки. Несколько лет назад Энгельдинка официально исчезла с карты района, но в сердцах ее бывших жителей осталась навсегда.
«Каждое лето мы отдыхаем на озере Пленники, — пишет девочка. — В этом райском уголке очень красиво, спокойно и тихо. На ярком солнце вода блестит и ослепляет нас. Я знаю, что когда-то здесь была деревня, и все мои родственники по маминой линии родом отсюда. Но сейчас от деревни не осталось и следа. И мне интересно было узнать, почему же люди уехали, ведь много лет они были одним целым с этой прекрасной природой, были счастливы».
Зухра, как настоящий следопыт, изучает историю не только в музее или архиве, но и на месте. Отмечает: три кладбища вокруг деревни — значит, основана она давно, не меньше двухсот лет назад. Встречается с бывшими жителями Энгельдинки, записывает их рассказы. И так у нее выстраивается история оставленной деревни.
Село сложилось как многоязычное. Здесь жили татары, русские, чуваши, цыгане, и каждый мог поговорить на любом из этих языков. Жили дружно, даже в самое тяжелое время как могли поддерживали друг друга. В каждой семье полно детей, но богатая природа никому не давала пропасть с голоду. В лесу — грибы, ягоды, в местных озерах водилась рыба.
И работа находилась для всех: в деревне были маслозавод, мельница, молочная ферма. Но с 1970 года история Энгельдинки свернула на печальный путь. Закрыли школу, молодые семьи стали разъезжаться.
В принципе ничего сверхъестественного, таким образом исчезло с лица земли немало российских деревень. Но юный краевед своей работой сделала подарок маминым односельчанам: она составила список жителей последних лет, определила, кто куда уехал, где живут дети, внуки. Как будто оставила двери открытыми: находите друг друга, общайтесь, а, может быть, кто-то захочет вернуться на родную землю, заняться здесь хозяйством…
Если бы мэром был я…
Девушки из старшей группы отдела экологии занимаются уже пятый год, по возрасту вполне доросли до звания гражданина России. Но самое главное — они успели сформировать гражданскую позицию в оценке ситуации в обществе, в мире.
Разговор пошел о плюсах и минусах экологии города. Все мои собеседницы живут в частном секторе. Вода — из колодца, а значит, чистая. Ждут, когда дойдет очередь на газификацию. С удовольствием отмечают: как перевели на газ центральную котельную, в городе зимой стало чище. Но надо, чтоб было еще чище. Как это сделать?
И тут начинается известная игра под названием «Если бы мэром был я». По очереди каждый примеряет должность городского главы и выносит на обсуждение интересные проекты.
— В первую очередь я бы очистила городские водоемы, — начинает Мария Иванова. — Это ведь такое богатство — в черте города два озера! Но они заросли камышом, превратились в свалку отходов.
Остальные «мэры» дружно поддержали коллегу. Это действительно больное место в городском пейзаже. Кстати, были попытки решить проблему. На озере Новочерновском когда-то был настоящий пляж, а светлое будущее озера Порт-Артур было зафиксировано в генплане развития города. Существовал даже его макет в обустроенном виде: чистое голубое блюдце, а вокруг набережная с фонарями и витыми скамейками. Не получилось…
Пробую спустить «мэров» на землю: очистка водоемов — дело дорогостоящее, а Барабинск — совсем не богатый город. Где деньги брать будете?
Подростковый максимализм взыграл моментально:
— Можно по местному телевидению выступить и рассказать людям, какой вред экологии наносят грязные озера, — предлагают Ксения Гостева и Анна Потапова. — А потом, когда осознают, создать специальный фонд для спасения озер.
— Еще можно субботники организовать. Из центра занятости направлять безработных.
Вы уже улыбаетесь юношеской наивности? А знаете, именно за счет комсомольских субботников и помощи предприятий когда-то и был создан первый в Барабинске полноценный пляж. Так, может, дело предлагают юные экологи и краеведы?
ДОСЛОВНО
Наталья ЛАПИНА, руководитель отдела экологии и краеведения:
— У нас занимаются более шестисот школьников, и каждый из них умеет работать на земле, любит ее, кормилицу. Конечно, далеко не все из них в дальнейшем свяжут свою судьбу с биологией, экологией, но чувство ответственности перед живой природой, уверена, они пронесут через всю жизнь.