Каждый урок — бой с самим собой
Сегодня в классах «Спасатель», с пятого по одиннадцатый, обучаются 160 ребятишек как мальчиков, так и девочек. Они являются членами «Кадетского братства», а значит — участвуют во всех мероприятиях, устраиваемых кадетами.
Учебный день юного спасателя несколько отличается от учебного дня обычного школьника. Утро начинается с построения, с обзора новостей, с рассказа о том, чем памятна и примечательна в историческом смысле очередная календарная дата. Серых, непримечательных будней у кадетов просто не бывает! Потом ребята отправляются на занятия, предусмотренные общеобразовательной программой, а после уроков начинается именно то самое, яркое и специфическое, чем гордятся ученики школы № 7, — спецподготовка (инженерная, медицинская, физическая, стрелковая, парашютная и так далее).
Для того чтобы занятия приносили реальную пользу, школа закупает необходимое снаряжение: пневматические инструменты, лодки, веревки, канаты. Причем многое приобретается на средства, заработанные самими учениками, ведь ребята не однажды выигрывали гранты, становились призерами конкурсов различного уровня, от районных до всероссийских. Особо отличившимся вручается почетный знак «Кадетская доблесть», разработанный на основе ордена Святого Владимира, которым награждались русские офицеры за личное мужество.
— Мы прекрасно понимаем, что навыкам спасателя не обучишься, сидя за школьной партой, — рассказывает директор школы № 7 Андрей Луценко. — Поэтому устраиваем тренировки, участвуем в конкурсах. Как проходят занятия? По-разному. На уроках инженерной подготовки кадеты узнают, как вести себя на местах техногенных разрушений или терактов. Как обесточить здание, приступить к разбору завалов, извлечь раненых из-под обломков? Занятия по пожарной подготовке проводятся на манеже главного управления МЧС России по Новосибирской области, а парашютно-десантную подготовку мы организуем совместно с Новосибирским объединенным авиационным учебным центром. Кадеты, которым исполнилось 16 лет и которым разрешили родители, прыгают с парашютом, а младшие проходят наземное обучение. Пробуем действовать и на акватории — в бассейне, на реке. Эти уроки нам помогает организовывать академия водного транспорта.
Наконец, школьники занимаются альпинизмом и путешествуют. А что такое путешествия, какое значение они имеют для развития подростков, объяснять, наверное, никому не нужно: это и встречи с людьми, и знакомство с историей, и закалка, и общение. Так, минувшим летом кадеты побывали в Брестской крепости на международной встрече молодежи, посвященной 70-летию начала Великой Отечественной войны. А осенью посетили Питер в рамках акции «900 дней братства Новосибирск — Ленинград» (акция, организованная в память о блокаде Ленинграда).
И хотя после окончания школы вчерашние кадеты поступят в учебные заведения самой разной направленности, умение вести себя в неординарных ситуациях — то, что может пригодиться всегда, в любую минуту.
P.S: Совсем недавно ряды кадетов пополнились новыми ребятами. 10 декабря юные спасатели прошли церемонию посвящения — принесли торжественную клятву и пообещали, что будут храбрыми, мужественными защитниками для всякого, попавшего в беду.
ДОСЛОВНО
Вадим КИРСАНОВ, 14 лет, старший унтер-офицер, победитель всероссийской спартакиады «Призывники России-2011»:
— Занятия по спецподготовке проходят у нас очень интересно. На одном из последних занятий, например, мы учились устраивать навесную переправу через овраг, спускать пострадавших на веревках с обрыва. А начиналось все с узлов: нам объяснили, сколько разных узлов существует, как их нужно завязывать и в каких случаях каким следует пользоваться. Мы встали на обрыве. Склон резко уходил вниз, так что перебраться было проблемно. Укрепили веревку между деревьями и на высоте примерно трех этажей устроили переправу — было здорово!.. В принципе, я и раньше занимался спортом: дзюдо, рукопашным боем. И сейчас мне это очень помогает на соревнованиях. Если ты не в форме, если выйдешь весь такой неуклюжий, несобранный, ничего не получится! Как бы ты ни разбирался в теории — не победишь.
Марина ПАРЫГИНА, мама 13-летнего Руслана, вице- младшего унтер-офицера:
— Когда Руслану было восемь лет, он объявил, что хочет стать «эмчеэсником». «Буду летать на вертолете и спасать людей», — говорил он. А потом мы узнали, что в нашем городе есть учебное заведение, школа № 7, ведущим направлением которой является гражданское и патриотическое воспитание. Так вышло, что как раз в этой школе с первого класса училась дочь наших друзей Даша Драч.
Друзья рассказали, что в школе появились новые учителя и новый директор Андрей Александрович превращает обычную, ничем не выдающуюся школу в нечто особенное!
Поверьте, никакая роскошь, никакие замашки на элитарность не заменят главного — доброго, понимающего, заботливого отношения к детям. Если преподаватели относятся к ребятишкам как к рабочему материалу, дети вырастают маленькими ежиками. А если школьникам не надо противопоставлять себя учителям, родителям, они чувствуют себя нужными, счастливыми, обретают внутреннюю заинтересованность, которая многое в жизни даст.
В нашей школе все для детей, все ради детей. Спецподготовку организует Радик Арамович Ходжаян, преподаватель ОБЖ, и постоянная нота занятий — патриотизм, мужество, доброта. У них все по-настоящему, все по-взрослому: построения, должности, погоны, береты, символика. Детям рассказывают, что происходит в стране, в мире. Да, с точки зрения взрослого — это элементарные вещи, обычные новости, которые мы регулярно смотрим по телевидению. Но дети, как правило, не смотрят новости. Все, что актуально, они обсуждают в школе, и это воспринимается ими как событие. А главное, наши ребята всегда готовы прийти на выручку друг другу. Их класс действительно можно назвать командой, в которой главный командир — молодая, озорная, замечательная классная руководительница Вера Викторовна Косенко. Я нисколько не жалею, что перевела сына из гимназии в самую, казалось бы, обыкновенную муниципальную школу. Дружба, приобретение навыков военной и спасательной подготовки дорогого стоят!