USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Трижды уникальный

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Анатолий Чубайс (в центре) даёт старт работе завода. Фото Михаила ПЕРМИНА
Анатолий Чубайс (в центре) даёт старт работе завода. Фото Михаила ПЕРМИНА

Завод расположен на территории промышленно-логистического парка Толмачёво Новосибирской области и был построен в рекордно короткие сроки — от момента забития первой сваи до пуска производства прошло менее полутора лет. Площадь предприятия — более 40 тысяч квадратных метров, численность персонала составит более 500 человек. Плановая мощность нового завода — свыше 1 гигаватт/час, или примерно миллион аккумуляторов различной ёмкости в год, что позволит оснащать около пяти тысяч электробусов.

Зачем это нужно?
Электротранспорт, прежде всего общественный, — первое, что приходит на ум. И поначалу именно он рассматривался как основной потребитель продукции «Лиотеха». Чтобы журналистам и читателям было понятно, в цехе провели рассказ-презентацию с примерами, цифрами.

Опытным образцом выступал вместительный микроавтобус известнейшей американской фирмы, кои в избытке «бегают» по улицам Новосибирска в качестве маршрутных такси. В них пассажирам тепло и просторно, но городской воздух, выражаясь словами классиков, «они не озонируют». Оснащенный литий-ионными батареями, микроавтобус на одном заряде сможет проехать от 200 до 350 километров, не выбрасывая в воздух ни грана вредных частиц. Когда заряд кончается, можно произвести форсированную зарядку буквально в течение 20 минут. Её стоимость составит, по расчётам специалистов, от 50 до 100 рублей, в зависимости от емкости электрического двигателя. На эти деньги можно купить два-четыре литра бензина, на которых микроавтобус больше 30 — 35 километров не проедет. Вот и ещё один плюс к достоинствам электротранспорта.

Понятно, что такой микроавтобус стоит примерно вдвое дороже бензинового, и первой реакцией владельца, естественно, будет отторжение. Выгода придёт не сразу, так зачем ломать устоявшийся уклад бизнеса? Но с этим вопросом уже нужно выходить на государственный уровень. Как в Китае, являющемся одним из лидеров не только в производстве аккумуляторов, но и по их внедрению. Там много лет существует программа поддержки общественного транспорта: транспортники покупают электробус по цене обычного, остальное компенсирует государство. Владельцы сразу получают прибыль, города — чистый воздух, и все в выигрыше.

Впрочем, одним транспортом сфера применения литий-ионных аккумуляторов не ограничивается. Также они могут использоваться и как накопители энергии в других отраслях промышленности: в сфере телекоммуникаций и источников бесперебойного питания. И тут сфера применения самая широчайшая: от устранения техногенных аварий до обеспечения энергией жилого фонда. Как подчеркнул министр, Россия медленно, но верно должна двигаться по пути, уже пройдённому экономически развитыми странами: днём, когда потребление энергии максимально и она дорога, используются накопительные батареи, ночью они заряжаются. Понятно, что это довольно отдалённая перспектива, но, по крайней мере, направление понятно.

Захватывающие перспективы
Председатель правления ОАО «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, присутствовавший на открытии завода и лично осуществивший символический запуск производства, расширил и без того радужные перспективы до буквально захватывающих:

— Транспортный сегмент и хранение энергии мы видели сразу, — отметил Чубайс, — и понимали, где и как именно будут востребованы аккумуляторы. Но вот сейчас идут эксперименты в Московском метрополитене — мы отрабатываем возможность применения в подземке системы рекуперации — получения и сохранения энергии в момент торможения поездов. Это, кстати, применимо и в Новосибирске. Скажу честно, что этот сегмент рынка мы поначалу вообще не видели. Если обратиться к хорошо мне известной большой энергетике, то там внедрение литий-ионных аккумуляторов вообще может произвести прорыв и фурор, существенно поменяв саму структуру отрасли. Многие вопросы ещё в стадии экспериментов, изучения, проектов. Но радует одно: завод уже стал реальностью, он работает и он действительно лучший в мире. Многие в нас не верили, даже открыто противостояли, но я рад, что мы совместно с китайскими партнёрами, региональной властью, командой «Лиотеха» и строителями смогли посрамить всех скептиков.

Чубайс назвал завод уникальным, причём трижды — по срокам строительства, оснащению оборудованием и, собственно, выпускаемой продукции.
Литий-ионные аккумуляторы «Лиотех» и вправду уникальны: они имеют высокую плотность энергии, не требуют дополнительного обслуживания и имеют широкий температурный диапазон. Немаловажно, что после нескольких лет применения на электротранспорте литий-ионные аккумуляторы можно использовать еще в течение 10 — 15 лет в качестве аккумуляторов в энергетике. Также необходимо отметить, что утилизация данного вида аккумуляторов абсолютно безопасна для окружающей среды.

Примером повышенного интереса российского бизнеса к аккумуляторам компании «Лиотех» может служить тот факт, что ещё до момента запуска производства уже были заключены контракты на поставку продукции. Один из основных потребителей аккумуляторов России уже оплатил первую партию на сумму более трех миллиардов рублей.

— Внедрение общественного электротранспорта, оснащенного литий-ионными аккумуляторами нашего производства, позволит значительно улучшить экологическую обстановку крупных мегаполисов России. Использование аккумуляторов в сочетании с альтернативными источниками энергии даст импульс развитию «зелёных технологий» и повысит энергоэффективность экономики России. К накопителям энергии на наших аккумуляторах уже сейчас проявляют интерес РЖД и Московский метрополитен, электросетевые и генерирующие компании, военно-промышленный комплекс, сфера телекоммуникаций и ЖКХ, — отметил генеральный директор компании «Лиотех» Александр Ерохин.

Словом, перспективы этого предприятия и впрямь кажутся безграничными. По словам Чубайса, если по итогам 2012 года объём выпускаемой продукции будет составлять порядка 10 миллиардов рублей, то уже в 2015-му — 24 миллиарда минимум, а максимум — до 40 миллиардов рублей, что более чем реально. Кроме того, вокруг «Лиотеха» уже начинает формироваться кластер высокотехнологичных производств.

А жители области и города теперь могут с гордостью говорить, что у нас не только самый длинный в мире метромост, но и крупнейший завод по выпуску литий-ионных батарей.

СПРАВКА
Завод «Лиотех» выпускает аккумуляторы различной номинальной ёмкости: 200, 300 и 700 А/ч с использованием экологичного наноструктурированного катодного материала литий-железофосфата (LiFePO4). На сегодняшний день этот материал позволяет достигать наилучших характеристик для промышленного производства аккумуляторов.

ЦИФРА
В 5 — 7 раз ниже стоимость эксплуатации электробуса, чем такого же автобуса с двигателем внутреннего сгорания.

Фотографии статьи
Завод оснащён по высшим мировым стандартам. Фото Михаила ПЕРМИНА
Завод оснащён по высшим мировым стандартам. Фото Михаила ПЕРМИНА
Электробус — безвредно и выгодно. Фото Михаила ПЕРМИНА
Так будет выглядеть электрозаправочная станция. Фото Михаила ПЕРМИНА