USD 100.6798 EUR 106.0762
 

История труда

Материалы подготовлены министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, тел. 325-07-23
Игорь ШМИДТ, заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области
Игорь ШМИДТ, заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

После образования в 1921 году Ново-Николаевской губернии в состав созданных в первоочередном порядке отделов губернского исполкома вошел и отдел труда. В те же непростые годы, когда менялся полностью уклад жизни, органы по труду приняли на себя основную тяжесть по трудоустройству малограмотных людей и борьба с безработицей стала их главной задачей.

Среди срочных задач, поставленных перед отделом, была, например, работа с учреждениями, нарушающими права приема рабочих и служащих. С этой целью организуется конфликтная комиссия.

Трудовая повинность, борьба с трудовым дезертирством, трудовая мобилизация — вот вопросы, стоявшие на повестке дня в те годы.

Шло время, и постепенно от методов принуждения стали переходить к методам добровольной вербовки и найма рабочей силы. Отделом были подготовлены лекции о кодексе законов о труде, об охране труда. Максимум внимания стало уделяться охране детского труда. На предприятиях были организованы кружки по изучению правил охраны труда. В те далекие годы был заложен краеугольный камень в кодекс о труде — статьи о защите трудовых прав работников. Тогда же, в начале 1920-х годов, впервые был поставлен вопрос о заключении коллективных договоров между работодателями, профсоюзами и трудовыми коллективами.

В 1925 году, с организацией Сибирского края, ново-николаевский отдел труда был преобразован в окружную камеру инспекции труда. Но, как и прежде, главное внимание уделялось работе бирж труда, состоянию техники безопасности на сибирских предприятиях, задержкам выплаты заработной платы.

В эти годы в Сибири стала бурно развиваться промышленность, которая остро нуждалась в квалифицированной рабочей силе. Именно тогда началось распределение молодых специалистов, закончивших вузы и техникумы. В этот период органы по труду сосредоточили свое внимание также на усилении надзора за условиями труда, подготовке к переходу на 7-часовой рабочий день и проведении оздоровительных мероприятий на производстве.

Из года в год круг обязанностей отдела постепенно расширялся. Занимались рациональной организацией труда, установлением норм выработки, системой оплаты труда, заключением коллективных договоров, регулированием условий труда в колхозах, учетом и распределением квалифицированной рабочей силы, обеспечением учительскими кадрами школ Западно-Сибирского края в связи с введением всеобщего начального образования.

В 1930-е годы начали свою работу крупнейшие организации: Востокуголь, Кузбассжилстрой, Кузнецкстрой, Транстрой, Сибстройпуть. Дефицит квалифицированных рабочих кадров в этот период стал ощущаться особенно остро. Организовать их подготовку было поручено именно органам по труду. Одним из методов стало привлечение к работе пенсионеров дефицитных профессий. К таковым было отнесено около 2000 специальностей.

С 1942 года для обеспечения рабочими кадрами эвакуированных в Новосибирскую область предприятий из европейской части Советского Союза была создана комиссия по организованному набору рабочей силы.

В послевоенные годы крупномасштабные преобразования в стране коснулись и органов по труду. Так, отдел по использованию трудовых ресурсов был преобразован в отдел по труду, что позволило больше заниматься вопросами перераспределения и переподготовки кадров, переселением и организованным набором рабочих нужных профессий, а также и социальными вопросами. В эти годы «трудовики» начинают работать в тесном контакте с Институтом экономики Сибирского отделения Академии наук. В обиход вошли такие понятия, как бригадный подряд, научная организация труда, хозрасчет, аттестация рабочих мест.

Реформы начала 1990-х годов создали предпосылки для кардинальных перемен во взаимоотношениях наемных работников и работодателей. В 1992 году было создано управление труда и занятости населения администрации Новосибирской области. Изменились формы и методы регулирования трудовых отношений. На первый план выходят вопросы социального партнерства, реализация основных направлений социальной политики, развитие государственной политики занятости населения, осуществление мер по государственному управлению охраной труда.

В связи с возникшей необходимостью органам по труду было поручено организовать оказание социальной помощи нуждающимся гражданам. Затем данные функции были переданы вновь созданным органам социальной защиты. Также в этот период органы по труду занимались вопросами миграции, беженцев и вынужденных переселенцев, осуществлением государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Впоследствии эти функции были переданы федеральной миграционной службе и государственной инспекции труда, которые выделились из состава управления.

В ходе административной реформы начала XXI века управление труда было объединено вначале с управлением социальной защиты, а затем со службой занятости. Сейчас орган по труду функционирует в составе министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. Управление труда включает отдел социального партнерства и потребительских бюджетов, отдел оплаты труда, отдел управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда.

Сегодня органы по труду решают такие важные задачи, как реализация государственной политики в области охраны труда; координация деятельности по осуществлению социального партнерства; разработка потребительских бюджетов; разработка систем оплаты труда работников государственных учреждений и системы оплаты труда государственных гражданских и муниципальных служащих; работа по ликвидации задолженности по заработной плате, повышению уровня оплаты труда работников организаций и установлению минимальной заработной платы на территории Новосибирской области.

Как показало время, история органов по труду неотделима от истории нашей страны. Изменялись исторические, политические, экономические условия, а вместе с ними менялись и задачи, организационная структура органов по труду, но неизменным оставалось их главное предназначение — забота о человеке труда, защита прав трудящихся, обеспечение социальных гарантий работающих.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь ШМИДТ, заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области.
— В этом году органы по труду Новосибирской области отмечают 90-летие со дня своего образования. С первых дней создания в их задачи были включены вопросы по регулированию условий и охраны труда; зарплаты и производительности труда; борьбе с безработицей и т.д.

Вопросы труда и трудовых отношений актуальны всегда, потому что касаются важнейшей сферы — взаимодействия работника и работодателя. Поэтому сегодня государственная политика в сфере труда и трудовых отношений ориентирована на решение таких задач, как повышение денежных доходов населения региона от трудовой деятельности; создание в организациях области таких условий и охраны труда, которые будут направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Эти задачи в нашем регионе выполняются успешно благодаря профессионализму сотрудников, тесному взаимодействию всех заинтересованных структур и эффективному развитию социального партнерства. Только на основе взаимного конструктивного сотрудничества работодателей, профсоюзов и органов власти, то есть проведения согласованной политики в сфере трудовых отношений, возможно обеспечение устойчивого социально-экономического положения в области и улучшение качества жизни населения.