Сам себе навигатор
Разговорились. Жительница областного центра Валентина Зуева обычно ждала автобус № 1444, которых на маршруте всего четыре, подолгу. От остановки «Диагностический центр» до Юго-Западного жилмассива автобус курсирует 1,5 часа плюс пробки.
— Каждый вечер на моей остановке собираются уже знакомые друг другу люди, — разговорилась Валентина. — Встречаемся мы здесь после работы в одно и то же время уже многие годы, даже успели сдружиться.
Выяснилось, что в прошлом году одну из пассажирок сыновья-студенты научили сетевой «премудрости» — пользоваться интернет-навигатором. В следующий же вечер женщина снабдила «шпаргалками» с адресом электронного сайта всех товарищей по несчастью. И вот уже вторую зиму постоянные пассажиры маршрута № 1444 к остановке подходят аккурат за две-пять минут до появления автобуса. Благо компьютер и доступ к интернет-ресурсам сейчас есть почти в каждом доме и офисе Новосибирска.
Как это работает? Очень просто. Набираете в поисковике адрес: maps.nskgortrans.ru — и перед вами открывается океан возможностей. Во-первых, можно проследить движение как автобусов любого городского маршрута, так и трамваев, и маршрутных такси. Вот они, все как на ладони.
Так работает автоматизированная система управления пассажирским транспортом АСУ-Навигатор. Она включает бортовые комплексы радиосвязи с навигационным приемником GPS, базовую радиостанцию и терминалы сотовой связи GSM/GPRS, устанавливаемые на транспортном средстве, а также автоматизированный диспетчерский центр. В реальном времени можно даже отследить, с какой скоростью движется автобус и на каком этапе пути застрянет или стоит в пробке. Значит, можно легко рассчитать по времени: пять минут на сборы, еще пять на то, чтобы спокойным шагом дойти до остановки. Плюс-минус минута на ожидание.
СПРАВКА
С 2009 года системой АСУ-Навигатор охвачено более 100 маршрутов наземного общественного автоэлектротранспорта Новосибирска, как муниципального, так и коммерческого. Это порядка 2300 транспортных средств. Первоочередная задача АСУ — контроль в режиме реального времени соблюдения маршрутной схемы и графика движения пассажирского транспортного средства. Кроме того, диспетчер оперативно вносит необходимые изменения в режим работы определенных маршрутов или отдельных автобусов и троллейбусов в случае возникновения внештатных ситуаций, будь то авария или пробка, невыход автобуса на линию или нарушение водителем схемы следования. Это не только удобно, но и заставляет эффективнее работать сеть общественного транспорта. Системная задача ГЛОНАСС — обеспечить безопасность населения на пассажирских перевозках. С 2012 года система АСУ-Навигатор должна полностью охватить сеть новосибирского наземного общественного транспорта.