USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Сдадим квартиру. Недорого...

Подготовил Вадим ГЛУХОВ
«Информационщики»  мимикрируют под обычное агентство недвижимости, поэтому в рекламе они могут указывать конкретную квартиру.  Коллаж Виктора БОЯРОВА
«Информационщики» мимикрируют под обычное агентство недвижимости, поэтому в рекламе они могут указывать конкретную квартиру. Коллаж Виктора БОЯРОВА

Напомним: первые подобные «агентства», продающие информацию гражданам, возникли в сфере аренды недорогих квартир, привлекая неопытных клиентов дешевыми предложениями. Затем «ноу-хау» распространилось на все остальные секторы рынка недвижимости. Сегодня нормальные, классические агентства недвижимости ведут с «информационщиками» беспощадную борьбу прежде всего потому, что последние дискредитируют профессию, внедряя в сознание людей стереотип о том, что «все риэлторы — жулики».

Как вовремя распознать мошенников? Читателям «Советской Сибири» дает советы заместитель начальника оперативно-розыскной части по борьбе с наиболее опасными преступлениями экономической направленности и противодействию коррупции ГУ МВД России по СФО подполковник полиции Алексей Баскаков.

«Есть один нюанс!»
— Сложившиеся на рынке традиции таковы, что за поиск варианта жилья обычным агентством платит снимающий. Стоимость этой услуги — одна месячная ставка аренды, то есть, как минимум, 10 000 рублей. Понятно, что многочисленным иногородним лицам, приехавшим покорять столицу Сибири, это кажется очень дорого: сразу приходится выложить от 20 тысяч (10 000 — за первый месяц аренды и еще столько же риэлторам). Поэтому пытливый ум снимающих угол ищет варианты сэкономить. И находит… предложения информационного агентства, которое готово помочь, например, всего за 1 — 4 тысячи рублей.

Гражданин набирает предлагаемый номер телефона и слышит любезное приглашение приехать в офис. Приезжает и узнает, что «вот незадача, подходящий вариант 10 минут назад был сдан», но агентство может предложить несколько других подобных вариантов за те же деньги — до 10 000 рублей.

При этом есть нюанс, о котором человек не подозревает: в отличие от реального риэлтора, который подбирает вариант жилья, а деньги берет по факту заселения клиента, «информационщики» предлагают лишь информацию, которая, как правило, не соответствует действительности. Гражданину могут даже продемонстрировать целый список якобы сдающихся квартир с телефонами владельцев. Звонить, договариваться с ними клиенту надо будет уже самостоятельно. Знающие люди, конечно, все сразу поймут: объявления эти неактуальны или полная липа. Либо этих квартир и вовсе никогда не существовало в природе, либо они давно сданы и в ответ на звонки хозяева этих квартир отвечают довольно нервно, и их можно понять — надоедает, когда каждый день звонят и спрашивают о квартире…

Есть у мошенников и еще один вариант: человек на другом конце телефона говорит, что квартира действительно существует и готов показать ее, но денька через два, потому что сейчас у него неотложные дела. Конечно, «хозяин» квартиры — это подставное лицо, задача которого всячески «пудрить мозги» клиентам информационного агентства, по возможности продлевая их приятные иллюзии.

Родимые пятна обмана
— Алексей Петрович, совершенно очевидно, что «информационное агентство» — это вполне сознательное жульничество, но как привлечь к ответственности этих мошенников за нанесенный ущерб?

— Признаться, сделать это весьма непросто: по закону бизнес по торговле информацией имеет право на существование. Как правило, подобные агентства запасаются юридически безупречными договорами. Действительно, они делают то, что обещали — предоставляют клиентам информацию, никак не отвечая за ее качество, о чем нередко и предупреждают в текстах договора, надеясь, конечно, что никто на эти строки не обратит внимания, читая документ…

Как распознать мошенников? Внешних примет обмана нет — надо обращать внимание на вещи более прозаические. В первую очередь нужно читать предлагаемый вам договор: если в нем фигурируют такие формулировки, как «информационное обслуживание», «исполнитель обязуется предоставить список» и тому подобное, — это плохой признак.

Существуют и другие хорошо узнаваемые «родимые пятна». «Информационщики» пытаются мимикрировать под обычное агентство недвижимости, поэтому в рекламе они могут указывать конкретную квартиру (станция метро, улица, площадь и т.д. — полная иллюзия, что это реально существующий объект). Однако при желании арендовать выясняется, что «эта квартира сдана вчера, но у нас есть много других аналогичных предложений». А чтобы добраться до них, вы должны «заключить договор на обслуживание» — разумеется, информационное.

И самое, вероятно, главное: основной козырь информационного агентства — фантастически нереальная дешевизна. Не только самой «услуги» — она, как уже говорилось, стоит всего 1— 2 тысячи рублей. Очень дешево выставляются и упомянутые ранее квартиры-«приманки» — 6 — 10 тысяч в месяц. Разве не вызывает подозрение? Ну задумайтесь: зачем владельцу квартиры, которая может быть сдана самое меньшее за 15 тысяч рублей в месяц (в «приманках» используются не самые плохие варианты, они не из тех, которые сдаются по минимальной цене), отдавать ее, скажем, за 8 тысяч?

Еще один важный момент: жулики на рынке работают одни и те же, а жертвы постоянно меняются. То, что опытному человеку кажется очевидным, другому (более наивному, молодому или зрелых лет, социально не защищенному) — привлекательным вариантом улучшения своей ситуации. Хочу пожелать вашим читателям проявлять больше бдительности, отправляясь на рынок информационных услуг.

ЦИФРА
С начала года правоохранительными органами Сибирского федерального округа раскрыто 177 200 преступлений.