Объёмы и тонкости областного бюджета
В прошлом году в бюджет области поступило более 79 миллиардов рублей, а по итогам 2011 года ожидается поступление средств на сумму 90 миллиардов рублей. Следовательно, темпы роста, анонсированные при формировании бюджета на 2012 год, выдерживаются. Промышленное производство области также восстанавливается и темп его роста составляет 107 процентов.
— Мы как финансисты с удовольствием фиксируем сокращение налоговой задолженности в промышленном секторе экономики области, — сообщил Виталий Голубенко. — Это свидетельствует об оздоровлении и повышении эффективности производства.
Вектор выбран
Направление вектора — программно-целевое планирование: значительная часть бюджета Новосибирской области разделяется на глобальные государственные программы, при этом каждому расходному обязательству, каждому бюджетному ассигнованию соответствует показатель, характеризующий результативность использования бюджетных средств.
— Методологически это не очень легкий вопрос, — признает министр финансов. — Особенно сложный в сегменте социального сектора, потому что социальные процессы являются скоротекущими, и зафиксировать статичную ситуацию, спрогнозировать, что нужно предпринять, довольно трудно. Вложения бюджетных средств не всегда дают тот результат, которого мы ожидали, поэтому социальные программы часто корректируются.
В реальном секторе экономики дела обстоят проще. Потребность в том или ином социально значимом объекте носит долгосрочный характер, ведь «если городу нужен детский сад, школа или мост, вряд ли года через два-три мы вдруг раздумаем и скажем, что имеющихся объектов нам вполне достаточно…».
На современном этапе в бюджете предусмотрено 38 долгосрочных целевых и 47 ведомственных целевых программ. В будущем году на их реализацию будет выделено 23 миллиарда рублей. То есть примерно четверть расходов областного бюджета носит программно-целевой характер.
Так, на программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» в следующем году пойдет 211 миллионов рублей, на обеспечение жильем молодых семей — 63 миллиона, на программу энергосбережения и энергоэффективности — 85 миллионов, на стимулирование развития рынка жилищного строительства — 1 миллиард 610 миллионов (в 2013 году предусмотрено 2 миллиарда 43 миллиона, а в 2014 году — 2 миллиарда 189 миллионов рублей). Ключевая программа дорожно-транспортного комплекса «Развитие автомобильных дорог» в 2012 году обойдется областному бюджету в 6 миллиардов 408 миллионов рублей.
В агропромышленном комплексе стоит выделить ведомственную целевую программу «Развитие сельского хозяйства в Новосибирской области»: объем ее ресурсов на 2012 год — 961 миллион рублей, на 2013 и 2014 годы — вдвое больше.
Для жителей села очень актуальна программа «Чистая вода». Она затрагивает интересы тех районов, где необходимо строить станции обезжелезивания, где есть проблемы со скважинами. Если, например, глубина залегания пресной воды с хорошими питьевыми показателями непостоянна, пробуренная скважина со временем начинает выдавать воду, полезность которой оставляет желать лучшего. Сегодня в Новосибирской области ведутся изыскательские работы, а строительство скважин финансируется в рамках программы «Чистая вода».
Рассказывая о действующих программах, Виталий Голубенко подчеркнул: если их реализация пойдет эффективно, рост ресурсов будет обеспечен.
Село осторожничает
Заинтересованность муниципальных образований в мобилизации, в наращивании собственного налогового потенциала должна быть усилена. По мнению министра, сельские территории чувствуют себя еще «не очень уверенно в завтрашнем дне с точки зрения экономической эффективности сельхозтоваров», хотя объемы господдержки существенны:
— На государственную поддержку сельхозтоваров направляется около 3,5 миллиарда рублей и прибыль в этом сегменте фиксируется, но село осторожничает. Как доходный источник главам муниципальных районов больше импонирует дотация — стабильные поступления нецелевого характера, когда не надо работать с налогоплательщиками, не надо взаимодействовать с налоговыми органами. Из обширного перечня «не надо» складывается ситуация, при которой мы фиксируем снижение (по сравнению с прошлым годом) количества решений, принятых органами местного самоуправления по замене дотации на НДФЛ. Снижение, несмотря на то, что по экономическим показателям 2011 год выглядит более позитивным, нежели 2010-й, и уж тем более 2009-й годы.
В 2012 году планируется активизировать работу сельских территорий с собственными доходами и снизить степень дотационности.
Министр высказался по поводу того, насколько достаточен областной бюджет:
— С точки зрения развития есть направления, куда можно вкладывать ресурсы, но с точки зрения приоритетов, безусловно, социальная компонента бюджета стала несравнимо выше. Есть ряд обязательств перед гражданами, которые мы должны выполнить, и если говорить об областном бюджете не в цифрах, а в общем контексте, за трехлетний период исполнение всех обязательств гарантировано.
ФАКТ
В 2012 году бюджет области определен как социально ориентированный: 52 из 92 миллиардов рублей будут направлены на социальные расходы — на образование, культуру, социальную защиту.
ЦИФРА
Рост общих доходов бюджета Новосибирской области:
- 2012 год - 87 млрд. 300 млн. рублей
- 2013 год - 93 млрд. 514 млн. рублей (рост 7,1%)
- 2014 год - 101 млрд. 764 млн. рублей (рост 8,8%)