USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Как сэкономить время и деньги

Валентина МАЛЬЦЕВА
Заместитель руководителя Управления Росреестра по Новосибирской области Светлана РЯГУЗОВА
Заместитель руководителя Управления Росреестра по Новосибирской области Светлана РЯГУЗОВА

С 1 октября 2011 года федеральные ведомства перешли на формат межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг населению. Иначе говоря, государственные службы должны обмениваться между собой информацией без участия гражданина, которому потребовалась та или иная «справочка».

Что изменилось за это время в порядке получения госуслуг? Все ли документы и где можно заказать дистанционно? Накажут ли чиновника, если он не выполняет требования закона? На эти вопросы обозревателя «Советской Сибири» отвечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Новосибирской области Светлана РЯГУЗОВА.

Электронное общение уже не экзотика
— С 1 октября значительно сократилась необходимость обращения в государственные органы за получением государственных услуг. Теперь право требовать от человека сопроводительные справки отмирает: ведомства будут обмениваться информацией самостоятельно.

До принятия Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» — а именно он регулирует взаимоотношения ведомств и заявителя — для получения одной государственной услуги приходилось запрашивать в среднем шесть-восемь разных учреждений.

С наиболее востребованными из них Управление Росреестра по Новосибирской области прежде всего установило электронное общение. Это в первую очередь федеральные ведомства: Федеральная налоговая служба, Минрегионразвития, Федеральная миграционная служба. Несколько позднее во взаимодействие включатся федеральное казначейство, Пенсионный фонд, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Росприроднадзор. Если этого будет недостаточно, то останется актуальным и обмен документами на бумажных носителях.

Так одна из трудоемких процедур — получение разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию протяженных объектов, например, трубопроводов или автомагистралей, проходящих по территории нескольких регионов. Документы на такие объекты требовалось брать в Министерстве межрегионального развития. Сейчас мы как орган федеральной власти запрашиваем их самостоятельно. От заявителя требуется в любом случае правоустанавливающие документы: договоры, всевозможные акты органов местного самоуправления, которые являются основанием для регистрации права. Но многие вопросы уже решаются межведомственным взаимодействием. Граждане и юридические лица избавлены от лишних временных и финансовых затрат, которые несли из-за необходимости собирать дополнительные документы.

По принципу одного окна
— Заявить о своих намерениях получить ту или иную услугу можно дистанционно. Есть три варианта получения услуг федеральных служб и ведомств: традиционный — это личное общение и очереди, по почте — это если вы никуда не торопитесь, и через интернет-портал госуслуг (для продвинутых пользователей).

Кроме того, документы на госрегистрацию прав на недвижимость принимаются теперь не только управлением Росреестра, эти полномочия делегированы Кадастровой палате.

В ближайшее время многофункциональные центры, также работающие по принципу одного окна, появятся не только в Новосибирске, но и в райцентрах. Они уже есть в Татарске, Куйбышеве и городе Обь.

Региональная и муниципальная власть перейдет на новый формат работы несколько позднее — с 1 июля 2012 года.

Внедрение принципа межведомственного взаимодействия электронного документооборота сэкономит не только деньги (большинство справок приходилось оплачивать), но и время заявителей.

На сегодняшний день составлен перечень всех услуг, предоставляемых федеральными и муниципальными органами власти. Если мы говорим про федеральные услуги, то их Минэкономразвития насчитало 859, по регионам — 13 000, на уровне муниципальных образований — 24 500. А если учесть, что каждый из этих видов услуг обрастает целым пакетом документов, можно себе представить объем работы различных ведомств.

Соблюдать стандарты оказания услуг
Остается совсем небольшой перечень документов, которые гражданин все же должен будет предъявлять лично в госорганы. Это так называемые документы личного хранения, которые находятся у самого гражданина. Ну, например, паспорт, выписка из домовой книги о регистрации, документы органов ЗАГСа.

Государство пошло на такие затраты, чтобы сократить время нахождения в очередях, строже соблюдать стандарты оказания услуг. Фактически действующий закон снял с граждан роль посредника между ведомствами, для нужд которых он брал справки в различных инстанциях, и обязал органы контактировать между собой напрямую.

— В стадии окончания — разработка административных регламентов. Это делается с целью формализации соответствующих процедур, а также для определения четкости основания для принятия решения по обращениям граждан. За этим следует персональная ответственность должностных лиц.

Для чиновников, несвоевременно предоставивших госуслугу, поправки в закон о госслужбе вводят штрафы. Впрочем, в зависимости от степени нарушения ответственность может наступить не только дисциплинарная, административная, но и уголовная.

Мы отмечаем постоянный рост пользователей услуг в новом формате, уже примерно четвертая часть всех заявлений поступает к нам альтернативными путями, а не прямым обращением граждан. Этого, конечно, недостаточно. Хотелось, чтобы круг таких пользователей расширялся.

К сожалению, многие продолжают по-прежнему бегать за каждой бумажкой сами. О том, что необходимость в этом по ряду вопросов отпала, знают еще далеко не все.

ФАКТ
Напомним, электронные госуслуги — часть федеральной целевой программы «Электронная Россия». Ее бюджет, принятый еще в 2002 году, — около 20 млрд рублей. Настройка системы заняла 10 лет.