Совет молодым акулам бизнеса
Выходим на область
Большая часть посетителей уже имеет вполне успешный бизнес. Теперь им нужно сделать шаг на новый уровень — например, предприниматель из Чанов Андрей Дариенко планирует выйти со своей мясной продукцией на областной рынок. Он гарантирует достойное качество, но проблема, как это часто бывает, в нехватке финансов.
— Я занимаюсь фермерским хозяйством, и мы уже вышли на тот объем, когда не сможем обойтись без собственной переработки мяса, — рассказывает Андрей Дариенко. — В наших планах — открыть в Чанах собственный мясокомбинат на 40 рабочих мест. В этом году мы уже вложили большие средства в закупку корма, новых животных и строительство помещения для их содержания. Поэтому я приехал, чтобы задать вопрос о способах поддержки производителей сельхозпродукции и рассказать о своем проекте. Мне уже удалось заинтересовать им некоторых людей, и сейчас моя задача — доработать бизнес-проект, и уже с ним вновь обращаться к инвесторам и в министерство.
Всем тем, кто занимается сельским хозяйством, Сергей Семка порекомендовал написать подробную программу по развитию своего дела и показать его доходность, поскольку сельскохозяйственных проектов сейчас много и просто так ни один инвестор в них вкладываться не будет.
Выходим на Запад
Некоторым предпринимателям, однако, уже мало областного уровня — им нужен мировой рынок. Так, молодой предприниматель Никита Лобанов вместе с супругой организовал в Бердске артель по производству эксклюзивных валенок. Их продукция — штучный товар, который производится фактически под заказ. С лета 2011 года артель произвела не более 300 пар обуви, почти каждая из которых имеет уникальный цвет и дизайн. Подобная продукция, которую впору называть сувенирной, стоит недешево: в последние три года валенки вошли в моду и стали очень популярны в Северной Америке и Северной Европе. Собственно, на день открытых дверей Никита пришел именно с этой целью — просить помощи в поисках зарубежных покупателей.
— Сейчас нашей стране нужны люди, которые действуют, а не витают в облаках, — утверждает Никита Лобанов. — Власти ищут таких предпринимателей и готовы оказывать им разумную поддержку. Речь не о том, что вы придете на встречу и вам дадут чемоданчик с деньгами. Но вас могут вывести на торговую миссию нужной вам страны, и я очень рад, что у предпринимателей есть возможность воспользоваться такой помощью.
Сергей Семка посоветовал молодому предпринимателю обратиться в Новосибирскую торгово-промышленную палату и выйти на западный рынок через систему торговых представительств. По его словам, это не быстрый, но самый эффективный и беспроигрышный вариант.
Студенту на заметку
Впрочем, и Никита Лобанов, и Андрей Дариенко — люди хотя и молодые, но имеющие предпринимательский и житейский опыт. Перед тем, как реализовывать свои проекты, они просчитали, какими будут первоначальные вложения, какую прибыль принесут их начинания. Выпускники и студенты вузов, желающие открыть свое дело, увы, не всегда задумываются о таких прозаических вещах, как расходы и доходы. Зачастую у них есть только красивая, но совершенно не реализуемая идея. Например, студентка четвертого курса НГТУ Алена Канина с заметным энтузиазмом рассказала Сергею Семке о своих проектах: это и отель у озера Карачи, где параллельно могли бы готовить специалистов гостиничного дела, и специально оборудованная гостиница для инвалидов… Однако денег на все эти проекты нужно много, а их бизнес-выгода — под большим вопросом.
— Говорю честно: ваши идеи великолепны для курсовой или дипломной работ, но не для воплощения в реальной жизни, — ответил Сергей Семка. — Без доступа к воде озера Карачи вы вряд ли найдете инвестора под ваш проект, а чтобы получить доступ, нужна лицензия. Для того чтобы готовить специалистов, вам тоже нужно получить лицензию — аналогичную тем, что есть у вузов и колледжей. У социальной гостиницы не будет коммерческой окупаемости, поскольку инвалиды просто не смогут платить вам большие деньги за проживание в номере. Если вы сейчас хотите открывать свой гостиничный бизнес, я рекомендую вам подумать о придорожных мотелях для рыбаков, охотников и автомобилистов. Это направление сейчас очень хорошо развивается в области — особенно по Омскому тракту.
Хочется надеяться, что эти советы позволят молодым предпринимателям избежать ненужных неудач, разочарований и проблем в бизнесе.