USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Экологическая безопасность обеспечена

Павел КРАСИН
Открытие дюкера состоялось. Фото Михаила ПЕРМИНА
Открытие дюкера состоялось. Фото Михаила ПЕРМИНА

Работаем системно
Всего на строительство дюкера было потрачено 443 миллиона рублей, однако проект обеспечивает развитие Новосибирска и близлежащих населенных пунктов на многие годы вперед. Если есть возможность отвода стоков, значит, одной преградой на пути строительства новых микрорайонов уже меньше. Возможности дюкера позволяют ему принять не только стоки Новосибирска, но и Бердска. И это не единственное его преимущество.

— Открытие дюкера не только дает нам возможность обследовать и отремонтировать две существующие «нитки», но и значительно увеличивает перспективы роста Новосибирска, — отметил мэр Владимир Городецкий. — Вообще, «Горводоканал» как высокотехнологичное предприятие последовательно реализует очень серьезные проекты. Это и обеззараживание воды ультрафиолетом, и уникальный проект дюкера. Такая работа очень важна для городского хозяйства.

Необходимый инновационный подход
Саратовский (или правобережный) дюкер — проект действительно уникальный. Во-первых, его возвели в очень короткие сроки. Во-вторых, трубопровод из высокопрочного полиэтилена таким диаметром (1,4 метра) и длиной 1250 метров в русле реки в России еще не строили.

— Этот дюкер позволит решить многие вопросы, которые сдерживали развитие правого берега Новосибирска, — утверждает губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. — Технологии и материалы, которые применены для строительства дюкера, являются одними из самых современных и безопасных. Гарантийный срок эксплуатации сооружения — 50 лет. Ввод нового дюкера позволяет практически в два раза увеличить возможности канализования стоков с правого берега на очистные сооружения города Новосибирска. Это серьезное инженерное сооружение, это тот инновационный подход, который необходим во всем.

Как в былые пятилетки
Самая тяжелая стадия при реализации проекта пришлась на начало года, когда строителям нужно было вырыть траншею на дне Оби. По словам директора МУП «Горводоканал» Юрия Похила, людям приходилось работать в три смены. При рытье траншеи экскаваторщики работали на качающихся понтонах, что тяжело само по себе. Ситуация усложнялась тем, что прочность каменного участка дна оказалась намного большей, чем предполагалось: на то, чтобы надолбить ковш породы, уходила почти целая смена. Сроки поджимали: траншею нужно было подготовить до начала ледохода и судоходства. В противном случае проект не вошел бы в завершающую стадию этим летом и открытие дюкера было бы отложено до 2012 года. Благодаря самоотверженному труду людей траншея была готова вовремя. Однако здесь строители столкнулись с еще одной сложностью.

— Полиэтилен отличается высокой плавучестью, и, чтобы уложить трубу на дно траншеи, нам пришлось ее пригрузить, — рассказывает Юрий Похил. — Через каждые три метра трубы мы смонтировали железобетонные пригрузы — всего их получилось более 300 штук, итоговый вес составил более 1000 тонн, в результате труба легла на дно.

К концу октября были закончены не только работы по монтажу труб, погружению их в траншею и ее обратной засыпке, но и гидравлические испытания сооружения. При официальном открытии дюкера Василий Юрченко и Владимир Городецкий оставили на наземной части трубы свои автографы с датой.

ЦИФРА
Правобережный дюкер может пропускать до 270 тысяч кубометров стоков в сутки.