Два капитала
Делим пропорционально
Идею о том, что государственно-частное партнерство поможет вывести экономику России на новый уровень, впервые выдвинули в конце 1990-х годов. Эту точку зрения поддерживал Герман Греф — нынешний президент правления Сбербанка, министр экономического развития России в 2000—2007 годах:
— Механизмы ГЧП у нас пока не задействованы, в то время как в развитых странах 40 процентов инвестиций, скажем, в дорожную инфраструктуру привлекаются с рынка за счет государственно-частного партнерства.
В программе социально-экономического развития России на 2005—2008 годы ГЧП было названо важнейшим инструментом развития регионов. Собственно, инфраструктура и стала главным направлением государственно-частного партнерства, и работа над первыми проектами идет уже несколько лет. Когда компания «Мечел» получила лицензию на разработку Эльгинского угольного месторождения, встал вопрос о том, как доставлять уголь с этих удаленных залежей. В 2008 году «Мечел» подписала соглашение с компанией «Трансстрой» на строительство железной дороги, причем 60 километров пути уже были построены «РЖД». Стоимость проекта — 1,3 миллиарда долларов, поэтому он реализуется с привлечением средств как «Мечела», так и государства.
От миллиардов до триллионов — один шаг
Развитие инфраструктуры — задача не только России, но и крупнейших экономик мира: по прогнозу ООН, к 2050 году население Земли достигнет 9 миллиардов человек.
Свое видение проблемы на форуме «Интерра» представил Роберт Вартеванян — партнер международной компании KPMG по направлению «Корпоративные финансы и финансирование инфраструктурных проектов».
По его мнению, соединение частных и государственных капиталов — закономерный результат в развитии любой экономики, и без ГЧП дальнейшее развитие просто невозможно.
— На модернизацию мировой инфраструктуры сейчас нужны огромные средства — более 40 триллионов долларов, и без контакта с частными партнерами в подобных проектах просто не обойтись. При этом первые сделки с бизнесом будут не слишком выгодными для государства. Частные инвесторы всегда оценивают риск очень высоко, особенно если это касается пилотных проектов.
Деньги — наука — деньги
Впрочем, удачные примеры взаимодействия государства и бизнеса могут быть связаны не только с инфраструктурой, но и с инновациями. Об одном из них на форуме «Интерра» рассказал представитель госдепартамента США Бэрон Лобстейн. В американском штате Северная Каролина с конца 1950-х годов действует так называемый Исследовательский треугольник, соединяющий несколько крупных вузов и технопарк. Вузы представляют интересы государства, а резиденты технопарка — интересы частных инвесторов.
Интересно, что этим технопарком управляет совет из 60 человек от науки, власти и бизнеса. Большую часть своих доходов Исследовательский треугольник получает от государства, но различные исследования выполняются и на деньги частных инвесторов. Как отметил Бэрон Лобстейн, такая схема идеально подходит для Новосибирска, где есть и научная база, и сильные вузы. Собственно, нечто подобное уже успешно реализуется в новосибирском Академгородке, где действуют НГУ, институты СО РАН и Академпарк. Бизнес, однако, не всегда с энтузиазмом принимает отечественные разработки.
— Научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике, потому что они в первую очередь не востребуются промышленными предприятиями, — полагает директор Новосибирского областного фонда поддержки науки и инновационной деятельности Борис Ивлев. — До 80 процентов всех инноваций должны инициироваться промышленностью и рынком, а не наукой. Из 450 проектов в каталоге СО РАН прямо сейчас можно внедрить только две-три разработки, остальные требуют серьезных финансовых вложений.
ЦИФРА
Региональные законы о ГЧП действуют в 37 субъектах Российской Федерации. Федерального закона относительно такого партнерства пока нет.