USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Виктор ФЕОКТИСТОВ: «Мода — скоропортящийся продукт, как мороженое»

Светлана ГАВРИЛОВА
И снова — триумф! После показа коллекции «Дивный Восток» в Пекине  и Новосибирске в прошлом году. Фото из архива Виктора ФЕОКТИСТОВА
И снова — триумф! После показа коллекции «Дивный Восток» в Пекине и Новосибирске в прошлом году. Фото из архива Виктора ФЕОКТИСТОВА

Сибирская мода в новом образе

— Виктор Викторович, почему Китай, а не Россия? И смогут ли новосибирцы увидеть новую коллекцию?
— В России мало дизайнеров, которые отшивают здесь свои коллекции. Причина — очень дорого. К примеру, только аренда помещения съедает всю прибыль. Допустим, я произвел изделие стоимостью десять рублей, отдал посреднику, а тот накрутил на товар еще 200 процентов! А в Китае швейные фабрики поднимаются за счет дешевой рабочей силы, низких налогов и аренды. У них имеется собственное высокотехнологичное швейное оборудование плюс собственное сырье, за которое они не платят налоги.
Поэтому свою юбилейную коллекцию нарядной вечерней одежды я готовлю в Пекине и в октябре планирую представить ее на суд новосибирских модниц.
— Существует ли такое понятие, как «сибирская мода», или это просто выдумки дизайнеров?
— Исторически так сложилось, что сибирская мода, в отличие, скажем, от традиционного алтайского костюма, более собирательна и полифонична. И погодный фактор здесь имеет решающее значение.
Я сейчас работаю над новыми сценическими костюмами для Сибирского академического народного хора и тоже часто задумываюсь: какими они должны быть? Хочу предложить новое видение современного русского костюма.

Чалма для звезды

— Много потерял Новосибирск после закрытия Дома моделей, в котором вы когда-то работали?
— Достаточно сказать, что наш Дом моделей входил в тройку лучших в Советском Союзе. Когда его продали, по сути, за три копейки, перестала существовать школа обучения мастерству молодых модельеров. Справедливости ради должен сказать, что был один недостаток: мы создавали перспективные модели на два года вперед, а мода — это скоропортящийся продукт, как мороженое. В итоге, когда коллекция запускалась, она теряла свою актуальность.

Новой формой поддержки молодых и талантливых сибирских модельеров стал традиционный конкурс «Сибирский кутюрье», проводимый под эгидой областного министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства. С этого года конкурс получил международный статус.

Кроме того, сейчас мы живем в мире без границ, слава богу, у молодых есть возможность не только посмотреть по интернету новые показы в Милане или Париже, но и получить в любой стране мира дизайнерское образование. А я в свое время не решился эмигрировать во Францию. На мне бы поставили клеймо предателя родины и не пощадили бы родителей.

— А вы сразу после школы решили стать модельером?
— Собирался стать хирургом, на тот момент эта профессия считалась престижной. Но, когда я учился в классе седьмом, моей маме позвонила Валентина Эдуардовна Грицюк, работавшая главным искусствоведом в Новосибирском доме моделей: «Пусть ваш Витюшка придет, нужно примерить костюм, а за это получит 50 копеек». Я пришел, в свете рампы увидел подиум, необыкновенно красивых девушек, которые демонстрировали костюмы работниц сельского хозяйства. Действо на подиуме буквально заворожило меня, под впечатлением увиденного я начал рисовать какие-то костюмы, потом показал их Валентине Эдуардовне, и она предложила поступить мне в техникум легкой промышленности.

Когда учился на третьем курсе, придуманное мной свадебное платье получило Золотую медаль ВДНХ. По меркам того времени наряд произвел в Москве фурор. Небольшое платье из парчи цвета топленого молока, украшенное декором и вышивкой из плетеного шнура и жемчужин. На голове невесты — убор, стилизованный под яблоневые веточки с цветами.
После окончания учебы я поехал в Москву, где познакомился с Вячеславом Зайцевым. Его творчество всегда меня волновало, и мой эскизный почерк похож на зайцевский. Мы подружились. Позже поступило предложение работать художником по костюмам в Госкино — кузнице нашего отечественного кинематографа.

Может быть, вы помните программу «Поет товарищ кино», с которой звезды кино ездили по российским городам? Моя задача заключалась в том, чтобы придумывать костюмы для ее участников — легендарных актеров. Мне посчастливилось работать с такими звездами, как Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Надежда Румянцева.

Правда, когда я первый раз увидел Нонну Викторовну, даже не смог раскрыть рта. Она почувствовала мое волнение и сказала мне: «Витя, раскрепостись, я простая советская женщина и ничего не понимаю в одежде, что скажешь, то и одену». Я придумал для нее длинное вечернее платься, а из остатков ткани предложил чалму, чтобы ей не тратить время на выбор прически.
Через несколько лет мы встретились в Москве, на церемонии вручения кинематографической премии «Ника», она меня увидела и закричала: «Витя, слушай, какой ты гениальный ход придумал с этой чалмой!»
Лидия Смирнова мне запомнилась своей собранностью. Когда мы ездили в совместные командировки, утром вставали — она уже в шесть утра сидит припудренная, причесочка у нее. Звезда!
…Я горжусь тем, что мне посчастливилось работать для таких великих женщин, по-другому представлять их облик с помощью одежды.

Живите в радости

— Для большинства людей в наше время моду диктуют глянцевые журналы. Например, модным уличным поветрием стали стринги, выглядывающие из-под джинсов, или огромные штаны, извините, со свисающей мотней у юношей. Это мода такая уродливая?

— Мода всегда за определенную красоту. То, о чем вы говорите, не мода, а некомпетентность, неправильность выбора модели брюк с заниженной талией для того или иного человека. Поэтому мой совет: никогда не опережайте моду. Если присмотрели в том же глянцевом журнале интересную модель, посмотрите критично на себя в зеркало. Целиком. Не всегда ваша фигура будет соответствовать гламурным типажам. Поэтому оцените себя со всех сторон, чтобы потом не выглядеть комично и нелепо.

— Где лучше одеваться? В поисках модной одежды одни устремляются в бутики, другие — в сэконд-хэнды.
— Из-за недавнего экономического кризиса высокая мода приходит в упадок, дома моды закрываются. Я считаю, что дорогими могут быть только брендовые вещи, например, часы. Нельзя экономить на обуви, потому что это ваше здоровье. Что касается одежды, чем она более классическая, чем меньше у нее наворотов и дизайнерских изысков, тем ее дольше можно носить. Например, к классическому пальто добавляйте разные шарфики, сумки, перчатки — и родится новый образ. Какие-то элементы можно купить в бутике, а что-то приобрести и в переходе метро, главное, чтобы это был грамотный микс.
— Можно ли привить вкус в одежде и с каких лет начинать это делать?
— Так же, как вы объясняете ребенку правила дорожного движения, его нужно учить красиво и со вкусом одеваться. Вначале просто учите его ценить прекрасное: рассматривайте картины, закат, природу. Для малышей раскладывайте по цветам игрушки.

Найдите цвета, которые подходят к его глазам или волосам — как мы говорим, определите его цветотип.
Не забывайте про правильное питание и спорт, научите ребенка любить себя, помогать другим людям. Многие думают, что главное — одежда. Но модные и красивые вещи нужны человеку, когда он здоров. А если он болен, его уже ничего не интересует.

Надо учиться поднимать себе настроение, невзирая на обстоятельства, просто радоваться что ты живешь. Окружить себя людьми, которые тебе симпатичны. Причем необязательно, чтобы этот человек был модно одет. У меня друзья с разным достатком, да многие и одеты не по моим канонам. Но они — личности, и за это я их уважаю.

СПРАВКА

Виктор Феоктистов — участник многочисленных модельных шоу в Венгрии, Германии, Польше, Чехии. Выставлял авторские коллекции во Франции, Финляндии, Чехии. Награды — Золотая медаль ВДНХ СССР, «Серебряная лента» международной выставки в городе Брно (Чехия), Большая медаль Международной Сибирской ярмарки в Москве за коллекцию одежды для дома, а также победа на Всероссийском конкурсе модельеров «Платье года-1998».

Фотографии статьи
И снова — триумф! После показа коллекции «Дивный Восток» в Пекине и Новосибирске в прошлом году. Фото из архива Виктора ФЕОКТИСТОВА