Трагедии на дороге: случайность или закономерность?
Утро 9 августа. Рейс 596-й Новосибирск — Кемерово. Автобус должен был увезти 43 пассажира и к вечеру вернуться домой. Четыре пассажира этого злополучного рейса, среди них один новосибирец, уехали навсегда. Всего в медицинские учреждения Кемерово, Юрги, Ленинск-Кузнецкого направлены с места происшествия 18 пассажиров. В том числе семь — в тяжелом состоянии. Всего пострадали 22 человека.
В результате столкновения фуры и автобуса обе машины опрокинулись в глубокий кювет по обе стороны дороги. Обстоятельства и причины аварии устанавливаются. По предварительным данным, автобус, принадлежащий новосибирской частной компании «РегионБУС», выехал на полосу встречного движения и по касательной столкнулся с грузовиком. Кроме того, отрабатывается версия, что автобус вышел в рейс в неисправном состоянии. Как нам пояснил старший инспектор управления ГИБДД Новосибирской области Алексей Толочный, на месте аварии работают эксперты. Есть вероятность, что одна из машин или обе следовали с наездом на разделительную полосу, что также могло привести к столкновению.
И все-таки что чаще становится причиной подобных трагедий — банальное нарушение правил дорожного движения, трагическое стечение обстоятельств или это закономерное следствие того, что происходит в отрасли? Попробуем разобраться.
Лишают лицензии одних — приходят другие
Повсеместно на выездах из Новосибирска вчера работали патрули ГИБДД. На кудряшовской трассе, где буквально день назад неизвестный водитель сбил насмерть молодого парня, тормозят каждый пассажирский автобус. Несколько транспортных средств, признанных сотрудниками отдела государственного технического осмотра неисправными и опасными для дальнейшей эксплуатации, тут же были сняты с маршрутов. Пассажиры недовольно выгружались на обочину. Передвижной пункт техосмотра в этот день поставили и на городском автовокзале.
— Проверка связана с аварией в Кемерово? — задаем вопрос представителю ГИБДД.
— Это плановый рейд по контролю пассажирского транспорта, — говорит Алексей Толочный. — Раз в неделю мы проводим мероприятия в усиленном варианте. За неделю сняли госномера с 96 пассажирских автобусов, моральный и физический износ которых представляет опасность для жизни и здоровья людей. Помимо проверок на линии, ГИБДД контролирует техническое состояние пассажирского автопарка на территории транспортных предприятий, на стационарных пунктах пропуска по области. Если автобус снимают с маршрута из-за неисправности, ответственность несут в первую очередь механик предприятия, выпустивший машину в таком состоянии, и должностные лица — директора компаний-перевозчиков, владельцы транспортного средства. Одних лишают лицензий, на их место приходят другие.
Итак, одна причина — это отсутствие должного контроля за техническим состоянием транспорта. На автовокзалах медосмотр водителей и техосмотр автобусов междугородных маршрутов не проводят. Вся надежда на порядочность перевозчика. По словам Алексея Толочного, каждое предприятие-перевозчик все эти проверки осуществляет на собственной базе. Уже в пути или на КПП автобус может остановить патруль ДПС. Но на каждом перекрестке и выезде одновременно посты не расставишь.
— Может быть, марка автобуса ненадежная? — спрашиваю у водителей на автовокзале. Все-таки подряд две серьезные аварии (напомним: в Мошковском районе в результате ДТП с участием междугородного автобуса Grandbird погибло пять человек). Нет, оказывается, комфортабельный туристический автобус южнокорейского производства, наоборот, весьма популярная, уже зарекомендовавшая себя модель на междугородных и международных пассажироперевозках.
Профессия не престижна
Другое дело, что любую машину можно и за год довести до плачевного состояния. Не секрет, и это подтверждают рейды ГИБДД, что состояние подвижного состава автопарков плачевное. И не только потому, что средств не хватает на обновление или своевременный ремонт. Само отношение водителей к машинам небрежное.
Специалисты дорожной инспекции вынуждены констатировать: среди водителей на пассажирском транспорте доля высококлассных специалистов снижается. Профессия не престижна и малооплачиваема. Выгоняют плохого водителя из одного автопарка, он идет в другой. На его место берут новичка — в качестве стажера и до первого замечания. А мы садимся в автобус, не ведая, что наша жизнь находится в руках малоопытного водителя.
— Буквально на прошлой неделе ездила в Кемерово и обратно в Новосибирск 596-м рейсом, — говорит жительница Новосибирска Ася Шавлева. — По прибытии автобус через два часа отправляется в обратный путь. Водитель в лучшем случае успевает пообедать. Сменщика нет. О какой концентрации внимания водителя тут можно говорить? Единственное, чем могут себе помочь пассажиры, — не пренебрегать ремнями безопасности. Считаю, что автобусные перевозки сейчас стали небезопасны именно по вине перевозчиков, для которых главное — прибыль, а не состояние здоровья водителей.
О культуре на дорогах
Руководитель областного общественного объединения «Форпост», член комиссии по безопасности дорожного движения при правительстве Новосибирской области Ирина Морозова настаивает на том, что и пассажирам, и водителям, и предпринимателям нужно повышать культуру безопасного дорожного движения:
— Надо поднимать уровень культуры на дорогах. Бить постоянно в одну точку: чтобы автобусы выходили на линию исправными, чтобы во всех были ремни безопасности, чтобы водители отдыхали положенное количество времени, транспорт был оснащен всеми техническими средствами контроля, чтобы медосмотр водители и техосмотры транспорта проходили не для галочки, чтобы организация дорожного движения, управление бизнесом перевозчиков, качеством дорог было еще более жестким, а участники дорожного движения взаимовежливыми.
За день инспекторами ГИБДД в области выявляется более двух тысяч нарушений правил дорожного движения, половина претензий адресована водителям, превысившим скорость. Куда мы спешим? Кто сегодня станет очередной жертвой дорожной вакханалии?
ОФИЦИАЛЬНО
В Новосибирской области проблему безопасности дорожного движения губернатор Василий Юрченко взял под личный контроль. В регионе, помимо исполнения федеральной программы по безопасности на дорогах, работает региональная долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок на автомобильных дорогах Новосибирской области в 2011— 2014 годах». В 2011 году из бюджетов трех уровней на эти цели предусмотрено выделить около 465 миллионов рублей.
ДОСЛОВНО
Валерий ИЛЬЕНКО, руководитель Транспортного союза Новосибирской области:
— В новой программе «Обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области на 2012 — 2015 годы» есть очень важные положения об организации работы автотранспортных предприятий, автовокзалов, которые также будут способствовать безопасности граждан. Есть закон Новосибирской области «О транспортном обслуживании населения». Но транспорт — пока единственная отрасль в России, которая работает без собственного федерального закона. Депутаты Госдумы обещают принять подобный закон до конца года. И в этом законе должно быть прописано все — как должен работать транспорт, какими обязательными приборами, обеспечивающими безопасность, должен быть оборудован, что должно быть в аэропортах, в метро, автовокзалах и портах, чтобы избежать тех трагедий, которые произошли у нас в последнее время.
КОНТРОЛЬ
Каждый второй автобус на линии находится в состоянии, далеком от идеального. Основная претензия госинспекторов к автобусникам банальна: управление транспортом с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация. Нередки случаи, когда автобус снимают с маршрута по причине неисправности рулевого управления и тормозной системы. Отсутствие путевого листа, движение на красный сигнал светофора, пренебрежение ремнями безопасности. В итоге 817 водителей автобусов были привлечены к административной ответственности. За два последних дня — еще 200 нарушений.
СТАТИСТИКА ДТП
За шесть месяцев в области зарегистрировано 519 столкновений транспортных средств, 142 опрокидывания автомобилей. 82 ДТП,
в которых погибли 16 человек, произошли по вине нетрезвых водителей. В 115 случаях водители скрылись с места происшествия, оставив своих жертв ранеными или мертвыми