Государственная защита
О некоторых эпизодах на этом фронте борьбы с преступностью рассказывает заместитель начальника подразделения собственной безопасности ГУ МВД России по Новосибирской области подполковник милиции Сергей Лутков.
Наша задача — выявление «чёрных пятен»
— Наша служба образовалась в конце 1995 года, — говорит Сергей Евгеньевич. — В жизни страны и государства это были смутные годы, по стране катил вал преступности. Криминал направил усилия на проникновение в ряды милиции, засылал «кротов», вербовал пособников, которые разлагали службу изнутри, добывали нужную информацию, совершали различные правонарушения. И что греха таить, на фоне распространившегося в начале 90-х морального упадка в обществе стремление наживы коснулось и правоохранительных органов, милиции. В условиях экономической нестабильности часть сотрудников предала интересы службы и стала действовать в интересах криминального бизнеса, такова горькая правда тех смутных лет.
Созданные в МВД России подразделения собственной безопасности сосредоточились на выявлении не чистых на руку сотрудников, последовали громкие отставки и разоблачения. В начале 1998 года эту работу в ГУВД осуществляли четверо сотрудников во главе с начальником подотдела Евгением Васильевичем Тючкаловым, который и по сей день руководит этим направлением уже в формате специального подразделения. Наступление на преступный мир усилилось, но и сопротивление возрастало. Честные, порядочные сотрудники, а также члены их семей все чаще стали подвергаться угрозе насилия со стороны криминалитета. И тогда в МВД было решено придать службе собственной безопасности отдельное направление — обеспечение государственной защиты.
— Сергей Евгеньевич, как на практике можно проконтролировать весь личный состав полиции на предмет соблюдения законов, прав граждан?
— Такой задачи — контролировать все и всех — у нашего подразделения нет. Реальность такова, что значительное большинство сотрудников службы — это честные, порядочные люди. Наша задача — выявление «черных пятен». Тех, кто наносит вред службе тайно, исподтишка, преследуя корыстные цели. Ради истины стоит отметить, что оборотни в погонах были во все времена, их немного, но вред от их действий огромен: один опорочил звание стража порядка, а ущерб репутации для всех. К сожалению, так бывает: доброе дело забывается, а черное долго цепляется и пачкает…
— Как же тогда идет работа по предупреждению случаев измены интересам службы?
— Используются оперативные методы, идет сбор информации. Например, в любом коллективе могут быть люди, склонные к деструктивному поведению. Важно выявить таких людей вовремя, в современной полиции эта работа отрегулирована, в том числе и на уровне спецпроверок и обследований при поступлении на службу. Анализируется также информация, поступающая от граждан. «Телефон доверия» в ГУВД: 232-76-75, телефон нашего подразделения: 232-77-19. У нас организовано круглосуточное дежурство оперативных сотрудников. Граждане, располагающие информацией о противоправной деятельности сотрудников ОВД, могут обращаться круглосуточно непосредственно в дежурную часть ГУ МВД России по Новосибирской области. Каждый сигнал проверяется, и если информация содержит в себе реальный факт правонарушений, он документируется и принимаются решения в соответствии с законом.
Мы работаем, чтобы доказать, что структура МВД в состоянии чистить свои ряды от «накипи» и служить гражданам так, как того требует закон.
Взятка продуктами питания
— Можно примеры из практики?
— Несколько дней назад у нас было задержание сотрудников ДПС. Простая ситуация: водитель был остановлен за тонировку стекол. После короткого разговора сотрудник предложил водителю за 500 рублей двигаться дальше. Мы давно присматривались к этому сотруднику, он был на плохом счету у командования, в этот раз факт вымогательства взятки удалось процессуально зафиксировать, материалы проверки переданы в Следственный комитет, а сотрудник уже уволен из органов МВД.
В конце прошлого года задержали трех сотрудников отдела милиции по борьбе с нарушениями на потребительском рынке, которые требовали с предпринимателя, занимающегося реализацией пищевых продуктов, ежемесячной платы за каждый вагон с товаром. Предприниматель платил огромные суммы, но долго терпел, полагая, что если уж поборами занимаются сотрудники, то жаловаться некуда. Но потом все-таки набрался смелости и пришел к нам. Вымогатели были обезврежены, хотя при задержании оказали активное сопротивление. В настоящее время все они осуждены.
Еще ситуация: нигде не работающий гражданин, пользуясь тем, что брат работает в РЭО ГИБДД, обещал знакомым за деньги выдавать водительские удостоверения. Таким способом он собрал более 500 тысяч рублей. Факты выдачи удостоверений не были установлены, но, без сомнения, репутации милиции нанесен ущерб, а граждане понесли значительные убытки. На одного из организаторов аферы материал передали в суд, а «брат из ГАИ», который оказался причастен к мошенничеству, был уволен со службы.
Хотелось бы предостеречь читателя от заблуждения, что служба ГАИ является самой коррумпированной. На самом деле процент правонарушителей в каждой полицейской службе примерно одинаков.
— Сергей Евгеньевич, расскажите и о втором направлении в деятельности подразделения собственной безопасности ГУВД МВД РФ по Новосибирской области — обеспечении государственной защиты сотрудников МВД и членов их семей.
— В последние годы дерзость преступлений значительно повысилась, и тенденция эта сохраняется. Нам приходилось предупреждать заказные убийства сотрудников милиции, которые не шли на уступки преступникам, честно выполняли свой служебный долг. Как правило, наиболее подвержены давлению криминала работники органов следствия и дознания, где трудятся в основном женщины. Обычно преступники запугивают сообщниками, которые остались на свободе, что в ряде случаев может содержать реальную опасность, и потому мы по таким моментам действуем оперативно. Если ситуация критична, мы прячем этого сотрудника и членов его семьи в безопасное место до тех пор, пока бандиты не будут изобличены и задержаны. За эти полгода с рапортами о фактах совершения противоправных действий со стороны преступников к нам обратилось порядка 20 сотрудников милиции. Это не намного, но больше, чем за предыдущий период.
— Какая перспектива службы собственной безопасности?
— Она будет совершенствоваться, альтернативы нет. В мире подобные службы сегодня действуют во всех полицейских структурах и обойтись без них в настоящем и будущем невозможно.