USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Новые правила для всех и каждого


На вопрос отвечает главный специалист комитета по защите прав потребителей мэрии Новосибирска Арина БЫКОВСКАЯ:

— Постановление Правительства Российской Федерации № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждено 6 мая 2011 года. В соответствии с ним общедомовые услуги отделены от индивидуальных, управляющим компаниям запрещено выставлять дополнительные счета по итогам года, кроме того, существенно ужесточаются наказания должников. В новом постановлении особое место занимает раздел, касающийся защиты прав потребителей. Теперь согласно новой редакции правил коммунальщики имеют право ответить на запрос потребителя в течение трех рабочих дней вместо двух, отводимых ранее, то есть у них будет больше времени подумать, смогут ли они удовлетворить жалобу или нет.

Вместо одного платежа за одну услугу по новым правилам в квитанции будут отдельно указаны сумма платежа за индивидуальное потребление и сумма — за общедомовые нужды. При этом все действующие нормативы поделят на индивидуальные и общие. Жильцы будут оплачивать коммунальные услуги по нормативам только в том случае, если у них нет приборов учета. В случае, когда приборы установлены, граждане будут платить по их показаниям, причем и по общедомовым, и по индивидуальным.

В правилах отсутствует старый подход к перерасчету оплаты тепла в конце года — правило «13-й платежки» (Напомним, что оно позволяло поставщикам тепла проводить в конце года корректировку в зависимости от того, насколько холодным или теплым был сезон: если текущий год был заметно холоднее предыдущего, потребителям выставлялись дополнительные требования по оплате; но если зима была теплой и поставщики явно экономили на энергоносителях, в конце года переплаченных денег потребителям никто не возвращал.) Оно крайне возмущало и рядовых потребителей, и организации, защищающие их права. Теперь распределять платежи за тепло равномерно по месяцам управляющие компании не смогут. Вводится оплата по факту: нет отопления — нет и оплаты. Однако во время отопительного сезона платежи возрастут. Малообеспеченным слоям населения придется готовиться к этому заранее — откладывать летом деньги на оплату тепла зимой.

Много нового появилось и в процедуре перерасчета коммунальных услуг в случае временного (более пяти дней) отсутствия. Расширен перечень документов, которыми можно подтвердить свой отъезд. Особенно повезло дачникам, которые летом не живут в городских квартирах, но ранее были вынуждены ежемесячно оплачивать коммунальные услуги. Теперь им этого делать не придется, нужно лишь представить коммунальщикам справку, заверенную председателем дачного, садового, огороднического обществ подтверждающую период временного пребывания по месту нахождения такого общества. В некоторых случаях бумаги придется предоставлять в нескольких экземплярах. В то же время документы (проездные билеты — исключение) придется заверять печатью, ставить регистрационный номер и дату выдачи. Кроме того, чтобы не оплачивать коммунальные услуги, можно попросить управляющую компанию опломбировать запорную арматуру (краны) на время отсутствия, и в этом случае никакие подтверждающие бумаги вам не понадобятся.

Тем же, кто не склонен аккуратно вносить коммунальные платежи, новые правила не сулят ничего хорошего. Как только долг по оплате какой-либо услуги (света или воды) превысит сумму трех месячных платежей, рассчитанных исходя из норматива потребления, неплательщику отправят письменное предупреждение. Если долг не погасить в течение 30 дней, жильцу отключат освещение и перекроют кран.