Азбука взаимодействия
По записи или в порядке живой очереди попадают посетители в «высокие» кабинеты? Как строится разговор? Возможно, наш опыт будет полезен тем новосибирцам, кто планирует нанести визит в органы власти.
У вас есть хорошая идея?
В выбранный нами день на личный прием к руководителю департамента общественно-политических связей Новосибирской области Светлане Шибаевой записались восемь человек. Светлана Семеновна рассказала нам о том, что с половиной ожидаемых посетителей разговор пойдет о системе грантовой поддержки общественных организаций. Чаще всего проекты направлены в социальное русло — поддержка уязвимых слоев населения: инвалидов, многодетных, сирот и так далее. Собственно, департамент как раз и призван взаимодействовать с институтами гражданского общества, неправительственным сектором. Но главная цель работы департамента заключается в создании благоприятных условий для активного вовлечения общественности в жизнь и развитие региона. Чтобы люди не сидели и ждали, когда все станет лучше, а действовали, предлагали, создавали и созидали.
Знакомимся с первым посетителем. Нина Соколова — сценарист-режиссер короткометражных фильмов, журналист. В ее копилке серьезная профессиональная победа: ее 25-минутный фильм «И радость в душу льется» — о колыванском хореографе Александре Шульце признан лучшим в номинации «Земляки» на VIII всероссийском кинофестивале короткометражных фильмов «Семья России»-2011.
Есть у Нины Соколовой проект по созданию оригинального фильма на весьма актуальную тему — о возвращении к корням любого человека, о малой родине, которая у каждого своя. По мнению художника, Новосибирская область бесконечно богата на творческий материал. Что ни село, семья, судьба — то целая история.
В департаменте общественно-политических связей считают, что подобные проекты — реальные претенденты на получение господдержки в виде грантов. Но и от человека, решившего обратиться в органы власти, считает Нина Соколова, зависит, насколько правильно, четко, логично сформулирована мысль, которую он адресует власти. Это касается не только проекта создания фильма. Проектом должно стать любое предложение по выходу из любой ситуации. Заявляя, что где-то есть промахи или недочеты, предлагай, попытайся взять на себя часть ответственности.
От самолета до водопровода
Следующим пунктом нашего назначения была общественная приемная губернатора Новосибирской области.
— К нам каждый день поступает до 600 обращений, — говорит руководитель общественной приемной губернатора Новосибирской области Ирина Покровская. — В основном с вопросами по линии минсоцразвития, минздрава, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Практически все обращения адресованы на имя главы региона. Но если мы видим, что вопрос в компетенции, скажем, министра здравоохранения, то к нему и обращение направляем.
Правда, это не значит, что губернатор остается в неведении поступающих обращений. Их количество, характер в виде еженедельного отчета ложатся ему на стол. Не только губернатору, но и руководителям профильных министерств, курирующих тот или иной вопрос. Раз в месяц глава региона лично ведет прием граждан. Кроме того, глава региона постоянно встречается с жителями области в своих поездках в районы, на предприятия, в учреждения здравоохранения и образования.
Есть ситуации, которые действительно без личного участия главы региона разрешить невозможно. Ирина Анатольевна напомнила случай с Верой Смольниковой, когда для транспортировки девочки в Италию на операцию понадобился самолет МЧС, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко лично вышел на главу Правительства России Владимира Путина. Все решали считанные часы.
А бывает и так, что приходит старушка: водопровод у нее на участке засорился. В связи с этим хочет попасть на прием к губернатору области. Сотрудники общественной приемной выходят на местную исполнительную власть, которой и положено организовать нормальную работу коммунальных систем. И, как правило, результат не заставляет себя долго ждать.
— Чтобы попасть на личный прием, к большинству руководителей нет предварительной записи, люди в любом случае получают возможность прямого общения с должностным лицом. Еженедельно единый день приема граждан — пятница, с двух часов дня. Если в приемной ведомства вам посоветовали записаться на следующую неделю, значит, на текущей неделе большой поток обращений, поступивших по линии общественной приемной, — поясняет Ирина Покровская.
Другое дело, что люди не всегда знают, кому именно адресовать свою проблему. От этого часто зависит эффективность обращения. В общественной приемной губернатора помогут определиться, направят к нужному руководителю. А если у человека вопрос сложный, то предварительно готовится информационный пакет, чтобы должностному лицу было легче разобраться в проблеме и принять решение, не откладывая до выяснения обстоятельств и деталей.
ФАКТ
Личный прием — это лишь одна из форм работы общественной приемной губернатора Новосибирской области. За консультациями можно обращаться заочно — в письменной форме, через интернет-сайт, по «горячему телефону» и во время «прямых линий». С недавнего времени с отдаленными районами области стали проводить видеоприемы.