USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Александр КОЗЛОВ: Верю в логику жизни

Беседовала Валентина МАЛЬЦЕВА.
Александр КОЗЛОВ
Александр КОЗЛОВ

Kонфликт — специальность или — характер?
— Александр Александрович, в этом году совпадают две важные даты — 35 лет с начала вашей работы на выборных должностях и 60-летний юбилей. Как на вас влияют такие рубежи?

— Влияют, не скрою, но в большей степени не чисто хронология, а биографические даты, связанные с какими-то важными событиями профессиональной жизни. Вот осталось в памяти, что в 33 года был избран секретарем областного комитета профсоюза работников оборонной промышленности. В 48 лет получил второе высшее образование, закончил Академию труда и социальных отношений. В 50 стал кандидатом юридических наук. В 53 года вместе с моими коллегами впервые добились, чтобы на территории области минимальная месячная заработная плата для работников внебюджетной сферы не только была установлена в Региональном тарифном соглашении, но и превышала федеральный уровень…

— Спасибо, что начали с 33 лет, а не с трех, когда мама вас отшлепала в результате первого в жизни конфликта. Я так понимаю, что конфликт — ваша специальность или даже больше — характер?

— Согласен с вами только в том, что профсоюзная деятельность часто ведется в зонах конфликта: между работниками и начальниками, профсоюзом и администрацией, порой — в судах, бывает, и с властью. Но и я, и мои коллеги по своим личностным характеристикам неконфликтны. Напротив, нам приходится порой преодолевать свои, может быть, природные качества, чтобы суметь договориться в самых минимально «договорных» ситуациях.

Эффективно отвечать на вызовы
— Например?

— Чтобы далеко не уходить от уже затронутой темы — минимальной заработной платы для работников организаций внебюджетной сферы. Решением областной трехсторонней комиссии она установлена в размере 7800 рублей, для работников организаций сельского хозяйства — 5400 рублей, что выше, чем на федеральном уровне, в 1,8 раза. Этого добиться было непросто: приходилось убеждать и работодателей, и власть, чтобы общими усилиями сделать жизнь людей более гарантированной. А ведь за этим — социальное благополучие, спокойствие общества.

Я убежден, конфликты как технология нужны только тем, кто хочет дестабилизировать обстановку в стране, в области, на любой территории. Собственно говоря, терроризм и есть крайняя форма конфликтности.

— Но вы ведь тоже проводите митинги, пикеты с отнюдь не сладкими лозунгами.

— Это так, но мы это делаем с точно определенной целью, ярко выраженным, конкретным содержанием требований. Мы не за то, чтобы достигать своих целей исключительно митинговым путем. Мы используем законные демократические процедуры, их развитие — одно из главных направлений профсоюзного движения. Они дают возможность эффективно ответить на вызовы, которые ставит перед нами жизнь.

Заводская школа — хороший фундамент
— Основой работы для нас остается трехстороннее соглашение по всей системе социального партнерства. Это главный документ, которым руководствуются и власть, и профсоюзы. Я ценю понимание наших властных структур, нам удается договориться по ряду ключевых проблем. Тон задает, конечно, губернатор Василий Алексеевич Юрченко. У нас схожее видение на то, как решать проблемы людей, ведь и он, и я начинали свою трудовую жизнь на «Сибсельмаше».

Заводская школа — хороший фундамент для руководителя. Мне пришлось вместе с Василием Алексеевичем разбираться в конфликтной ситуации на Чикском полигоне, где люди несколько месяцев не получали зарплату. Финансирование там федеральное, но люди живут на территории области. Тогда я еще раз увидел, что заводские уроки не проходят даром: Юрченко говорил с людьми на одном языке, благодаря взаимопониманию коллектив успокоился, вскоре проблему удалось решить. Каким бы острым ни был конфликт, его адекватные участники всегда чувствуют позицию власти и ищут точки согласия.

Понимать возможности власти
— Получается, что вы в одном лице и власть — депутат Законодательного собрания области, и ее оппонент — по крайней мере, профсоюзы дистанцируют себя от властвующих структур. Сами с собой не приходите в противоречие?

— Наоборот, то, что я в двух ипостасях, мне помогает с большим пониманием относиться к обеим сторонам. Я лучше понимаю возможности власти, лучше вижу пути к согласованным действиям, к возможностям о них договориться. Я понимаю, как убедительно доказать, что социальное спокойствие зависит от каких-то мер, знаю, какая аргументация действует сильнее. Я стремлюсь построить партнерские позиции — в этом залог результативных отношений.

— Вас, наверное, в академии научили дипломатии?

— Там не было такого предмета. Был другой — логика. И я старательно ее изучал.

Жнешь только то, что посеял
— Но вы наверняка знаете, что политика алогична.

— Да. Зато жизнь развивается по железной логике. Жнешь только то, что посеял. Жизнь мудрее нас и всех политиков, вместе взятых. Она берет свое, как бы люди ни старались переломить ход событий. Главное, научиться видеть этот ход, встроиться в него, там больше и логики, и справедливости, и обусловленности.

— О чем мечтаете?

— О присоединении России к 102-й конвенции Международной организации труда (МОТ), где говорится, что пенсионное обеспечение не должно быть менее 40 процентов утраченного заработка. О том, чтобы обеспечить жителей области качественной питьевой водой, о строгом контроле за использованием генномодифицированных продуктов… О том, чтобы работающий человек не был бедным. Чтобы поднялось отечественное производство, чтобы модернизация сказалась на благосостоянии народа.

— Похоже, вы цитируете наших президента и премьера — получается, планы у профсоюзов и власти общие. Кстати, о планах относительно Общероссийского народного фронта (ОНФ), вступают туда профсоюзы?

— Постановление исполкома Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) принято еще 20 мая — за присоединение к ОНФ. При обсуждении даже не звучал аргумент в стиле «в профсоюзах состоят люди разных политических убеждений, а поэтому мы не можем поддерживать одну партию (блок, движение и т. п.)». Да, в профсоюзах состоят люди с разными взглядами. Но там решили, что это совершенно не должно мешать исполнению принятых решений. У нас тоже федерация, то есть организация состоит из ряда отраслевых профсоюзов. На этом уровне и принимаются решения. Мне как руководителю придется с этим считаться. Что касается партийной принадлежности, то по негласному правилу руководители профсоюзов обычно не являются формальными членами политических партий. Но это не мешает нам исповедовать убеждения, сотрудничать с партиями. В качестве примера приведу нашу работу в рамках соглашения, подписанного между нашей федерацией и фракцией «Единой России» в областном законодательном собрании.

ДОСЛОВНО
Александр КОЗЛОВ:

— Мы добились того, что инициатива увеличения рабочей недели до 60 часов была отвергнута. Мы отстояли прежний порядок оплаты больничных листов: а ведь предлагалось стопроцентную оплату производить лишь после 15-летнего трудового стажа… Мы отстояли приемлемый порядок организации детского отдыха. Добились социальных выплат для такой категории граждан, как дети войны — это осиротевшие ребята в годы Великой Отечественной. Мы добились признания и льгот для ветеранов, отмеченных ведомственными наградами. Мы внесли в тарифное соглашение заработные платы по всем секторам экономики и заложили туда уровень выше федерального.

ФАКТ
В июне 2011 года трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений отметила 20-летие развития социального партнёрства в Новосибирской области.

Фотографии статьи
На митинге Федерации профсоюзов НСО. Фото с www.vedomosti.sfo.ru
Федерация профсоюзов Новосибирской области на первомайской демонстрации. Фото с www.fpnso.ru