Пятая четверть
Сеноуборочная бригада располагалась примерно в километре от нашего лагеря. Прибыв туда в телеге управляющего, мы сразу были представлены начальнику агрегата трактористу Анатолию Болотину, совсем ещё молодому парню, похожему статью на подростка, но уже имевшему два года механизаторского стажа. «Вот эту блескучую педальку видите? — спросил Болотин и, дождавшись наших кивков, продолжил: — Как только колесо граблей станет наезжать на валок, давите ногой на неё и зубья поднимутся».
Бункер, завладевший широкозахватными граблями, находящимися в середине сцепки, от инструктажа отказался. «Знаем без вас! — амбициозно заявил он и потихоньку, чтобы только мы слышали, сказал: — Зелёный ещё меня учить!»
Едва агрегат включился в работу, наш знахарь оказался в конфузном положении. Секции его граблей не желали срабатывать синхронно: насмешливо звякая, взбрыкивала то одна, то другая, оставляя на стерне уродливое подобие валка. Болотин, оглядываясь, посмеивался, давая острастку хвастуну, суматошливо дёргающему рычаги. Помучив его таким способом минут пять, тракторист остановил агрегат и стал объяснять, как надо управлять широкозахватными граблями. Слушая, Бункер понимающе кивал и повинно улыбался.
…По случаю выполнения плана заготовки сена в бригаду приехал директор совхоза. Он сказал, что наша трудовая победа в какой-то мере приблизила Великую Победу на фронте и до неё уже совсем недалеко. Перечисляя отличившихся на сенокосе, директор назвал и нас пофамильно.
Наступила осень, мы снова сели за парты. Сочинение на тему «Как я провёл пятую (трудовую) четверть» писать было интересно и легко. Мне за него поставили отличную оценку. Дома ждала ещё одна радость. Мать, улыбаясь, сказала: «Коля, в конторе мне выдали твою зарплату». Это была первая в моей жизни зарплата. И какая: за труд под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!».