Огни большого города
В своем полуторачасовом интервью глава муниципалитета подробно осветил самые яркие моменты из жизни мегаполиса, а также рассказал о традиционно дружеских связях города и села.
Третий мост — за четыре года
— Владимир Филиппович, какие события последнего времени вы бы назвали знаковыми для Новосибирска и для себя как мэра и жителя города?
— Для меня как мэра областного центра одним из главных показателей устойчивого экономического развития города являются работающие башенные краны. Два года подряд новосибирские строители вводят в эксплуатацию один миллион квадратных метров жилья, более 700 тысяч квадратных метров офисных помещений, торговых и спортивно-развлекательных центров. Это самый большой показатель среди городов-миллионников. По прогнозам на текущий год, Новосибирск также выдаст на-гора один миллион квадратных метров жилья. Огни большого города засверкают в окнах новостроек, новоселье отметят тысячи семей.
Если говорить о знаковых событиях — это, бесспорно, начало строительства третьего автомобильного моста через реку Обь. Мостостроители работают на объекте №1 с опережением установленных графиков. Ввод его в эксплуатацию намечен на октябрь 2014 года.
За прошлый год на строительстве мостового перехода было освоено 1,5 миллиарда рублей. В этом году сумма капитальных вложений увеличилась до 3,5 миллиарда рублей. Доля федерального кредита — 2 миллиарда рублей. Общая стоимость проекта — 14,8 миллиарда рублей. Кроме того, необходимо выполнить сопутствующие строительству мероприятия, такие как снос 338 домов частного сектора, попадающих в зону застройки, расселить людей в новые квартиры или выплатить им компенсацию.
Уверен, что за четыре года мы третий автомобильный мост построим.
На днях в ходе видеоконференции новосибирские мостостроители отчитались о проделанной работе председателю правительства Владимиру Путину. Они рассказали, что в настоящее время развёрнуты работы на трёх площадках. Двадцать из тридцати опор уже готовы, смонтировано и надвинуто 600 погонных метров металлоконструкций. На основном арочном пролёте, длина которого 380 метров, надвижка будет завершена в 2012 году.
В данный момент правительство области обсуждает с Министерством транспорта РФ принципиальную позицию о необходимости участия федерального бюджета в строительстве нового автомобильного моста в форме целевых субсидий, а не только в виде бюджетного кредита нашему региону.
3200 малышей пойдут в детский сад
— Какие изменения сегодня происходят в социальной сфере?
— Проблема нехватки мест в детских садах города по-прежнему актуальна. Сегодня около 26 тысяч ребятишек ждут своей очереди в детсад. Муниципалитет делает все возможное, чтобы снять общественную напряженность в этом вопросе. В 2011 году мы планируем за счет строительства новых зданий, освобождения помещений от арендаторов и капитального ремонта ввести в эксплуатацию 3200 новых мест в детских садах — объем работ для города небывалый.
Такой же фронт работ предстоит выполнить по программе модернизации здравоохранения. Из федерального бюджета город получит 6,7 миллиарда рублей на модернизацию, техническое переоснащение, переход на новые стандарты здравоохранения. Особое внимание уделяется здоровью малышей. В течение года в городе будет капитально отремонтировано 21 учреждение здравоохранения — родильные дома, женские консультации, детские больницы, поликлинические отделения.
Дорога к дому
— Что в этом году будет сделано по благоустройству внутриквартальных территорий, сколько дворов города преобразятся?
— В 2011 году, согласно федеральной программе, на благоустройство внутриквартальных территорий Новосибирск получит 720 миллионов рублей, софинансирование из городского бюджета — 10%. Итого на капитальный ремонт «внутрикварталки» будет освоено 803 миллиона рублей. В утвержденный муниципалитетом перечень попали 638 дворов и 37 междворовых проездов. Сегодня работы ведутся на 279 объектах, 105 объектов уже сданы в эксплуатацию. Убежден, что в августе ремонтные работы будут полностью завершены.
— Новосибирск — третий город России, промышленный, деловой центр Сибири. При этом в городе есть кварталы, застроенные частным сектором. Должен ли мегаполис, нацеленный на урбанизацию, сохранять подобную самобытность?
— Наш город еще очень молод. За 118 лет невозможно все изменить и перестроить. Я, например, к наличию в городской черте частного сектора отношусь спокойно. Конечно, можно все снести, а потом быстренько «коробками» застроить. Но это ни к чему хорошему не приведет.
Напомню, что в рамках генерального плана Новосибирска, утвержденного в 2008 году, есть схема зонирования города, где отмечены зоны для многоэтажной, малоэтажной, деловой застройки. И муниципалитет обязан придерживаться уже установленных правил.
Согласен, что частный сектор в черте города должен отвечать требованиям современной жизни — дороги, свет, газ. Все вопросы благоустройства частного сектора муниципалитет держит на особом контроле.
На сегодняшний день в городе ощущается явный дефицит площадей под индивидуальную застройку. Этот вопрос мы на днях обсуждали с губернатором Василием Юрченко. Муниципалитет настаивает на том, чтобы «прирезать» к городу территории Новосибирского сельского района для осуществления комплексной индивидуальной застройки. Такие места есть возле Пашино, Краснообска, Барышева. На этих землях будет действовать совершенно другой — современный — формат застройки, планировочные решения с благоустройством, соцкультбытом, социальной инфраструктурой.
— Что даст агломерация Новосибирску?
— Убежден, что агломерация — это прежде всего форма договорных отношений между муниципалитетами. Например, в Иркутске и Екатеринбурге пробуют объединить близлежащие территории только административным ресурсом. Я считаю, что это не совсем правильный подход, искусственное присоединение никогда не даст положительного результата. Кроме того, при принятии столь судьбоносных решений необходимо уважительно относиться к традициям, сложившимся в небольших городах, прислушиваться к мнению людей, там проживающих. Уверен, что создавать агломерацию нужно с выстраивания системы взаимодействия муниципальных образований, которая усилит экономический потенциал развития этих территорий. Чтобы осуществить не административное, а функциональное объединение территорий, необходимо выработать нормативную базу, которая в дальнейшем позволит согласовывать размещение сопряженных объектов: инженерная инфраструктура, транспортные магистрали.
«Нашествие» машин
— Как в ближайшее время изменится дорожная карта города?
— Мне как мэру и просто жителю очень нравится наш город. Он современный, динамичный, перспективный, красивый. Я люблю гулять по уютному Первомайскому скверу. В родном для меня Первомайском районе на улице Первомайской есть аллея, где здорово бродить после дождя.
Конечно, как у любого стремительно растущего мегаполиса, у Новосибирска есть свои минусы. Например, транспортная инфраструктура города заметно отстает от нашествия машин. Это прекрасно, что одна новосибирская семья может позволить себе покупку нескольких автомобилей! Задача муниципалитета — обеспечить населению безопасное дорожное движение без утомительных «пробок» и испорченного настроения.
Строительство многоуровневых транспортных развязок, скоростных магистралей, новых станций метрополитена позволит городу «развязать» транспортный узел.
Сейчас дорожники работают на улице Объединения, эта трасса в перспективе позволит автомобилистам выезжать с Красного проспекта на «Снегири». Сам Красный проспект будет продолжен — пройдет с правой стороны от бывшего городского аэропорта до микрорайона Родники.
В ближайшее время будет сдан Северный объезд, который уже позволил разгрузить город на 6100 машин в сутки. Сейчас проектируется Восточный объезд с перспективой выхода на новый автомобильный мост. Кстати, пропускная способность третьего моста будет порядка 140 тысяч машин в сутки. Убежден, что в следующем году начнем проектировать четвертый автомобильный мост вблизи Заельцовского парка.
Шефская помощь — традиция возрождается
— Каким образом складывается взаимодействие областного центра и сельских районов и какова перспектива развития этих отношений?
— Отношения между Новосибирском и районами области складываются дружеские. Возникают, конечно, рабочие разногласия, но мы всегда ищем эффективные решения.
В свое время на территории области успешно действовала программа шефской помощи, когда за каждым из десяти районов города были закреплены подшефные сельские районы. Новосибирцы выезжали на строительство объектов соцкультбыта, уборку овощей и ягод, работали концертные бригады.
Сегодня эти отношения должны развиваться в новом формате. Мы выстраиваем взаимодействия в сфере здравоохранения, образования, культуры. Вот уже несколько лет в Новосибирске проходят сельскохозяйственные ярмарки, где жители области могут реализовать свою продукцию, а горожане купить товар по более низким ценам. Традиция шефской помощи возрождается, потому что у нас общие интересы — город и село не могут обойтись друг без друга.