Свободу автомобилям
Интересно, что основные положения нового законопроекта очень схожи с базовыми условиями японской национальной программы Shaken. Именно ей мы во многом обязаны тому потоку машин, который ежедневно приходит из Японии во Владивосток.
Первое сходство касается новых автомобилей. В Японии они вообще не проходят техосмотр, что планируется вводить и у нас.
Второе сходство — в определении срока износа автомобиля. В Японии машина отправляется на техосмотр через три года после выпуска, и точно такое же правило будет в нашей стране.
Третье сходство — чисто документального характера. Результаты тестирования машины действительны в Японии в течение двух лет. У нас это правило несколько расширили и углубили: машины старше семи лет будут проходить техосмотр каждый год, хотя в Японии возраст автомобиля не влияет на периодичность тестов.
Стоимость осмотра в Shaken-центре велика даже по японским меркам — около 100 000 йен, или 1000 долларов. К тому же чем старее автомобиль, тем дороже стоит его проверка, поэтому в Японии считается хорошим тоном менять машину раз в три года. Авто, не прошедшее Shaken-тест, нужно либо утилизировать, либо вывезти из страны, что японцы и делают, обеспечивая б/у машинами всю Евразию. К счастью, в России госпошлины не будут увеличиваться — нам придется платить за техосмотр 3000 рублей независимо от того, пять лет нашим машинам или двадцать.
Первоначально Президент России Дмитрий Медведев должен был подписать новый закон в июне этого года. Однако в последний момент было решено совместить техосмотр со страхованием автомобиля, и потому публикация закона была немного отложена. Талоны техосмотра будут упразднены, а отметка о техническом состоянии автомобиля будет ставиться прямо на полис ОСАГО. Срок действия договоров о страховании напрямую зависит от возраста машины и составит три, два и один год соответственно.
С первого января 2012 года начнется переходный период, который продлится два года. В это время техосмотр будут проводить как нынешние техцентры, так и новые, прошедшие аккредитацию. Ее правила установит Министерство экономического развития России, а аккредитованием будет заниматься Российский союз автостраховщиков. С 2014 года право на техосмотр будут иметь только аккредитованные предприятия.
Те автомобилисты, которые должны проходить техосмотр в этом году, могут не беспокоиться о том, что из-за попадания в межреформенную зону их ждут какие-то проблемы. Согласно постановлению Правительства РФ № 413 талоны легковых и грузовых машин массой до 3,5 тонны будут действительны еще в течение года. Послабление коснется только частных автомобилистов, а вот коммерческому транспорту оттянуть техосмотр не удастся.
Как все это будет работать на практике — покажет время. Пока что своими впечатлениями от законопроекта с нами поделились представители власти, автомеханики и автолюбители.
КОММЕНТАРИИ
Денис Жданов, заместитель начальника Управления ГИБДД ГУВД по Новосибирской области:
— Причины, по которым было решено реформировать техосмотр, лежат на поверхности. Во-первых, это большой прирост транспорта, который никто не прогнозировал , в том числе и при проектировании улиц. Вы сами можете видеть, насколько затруднено движение в городах. Вторая причина — это время, которое уходит на проверку автомобиля. За день сотрудники пункта техосмотра могут проверить только определенное количество машин, и не все автомобилисты успевают пройти осмотр вовремя. Так что процедура техосмотра изменяется в первую очередь для удобства граждан.
По закону техосмотр должна проводить ГИБДД. Но в тех случаях, когда у инспекции нет для этого технической возможности, она может передать его в руки коммерческих организаций. При этом ГИБДД все равно осуществляет контроль над их деятельностью и выдает талоны техосмотра. В нашей области работает 44 пункта проведения техосмотра, из которых 24 — в Новосибирске, но ни в одном из них осмотр не проводят сами сотрудники ГИБДД.
Я не думаю, что техосмотр отменят полностью, поскольку от него зависит безопасность наших граждан. К тому же при техосмотре нередко выявляли и угнанные машины, и должников, когда инспекторы ГИБДД работали совместно с налоговыми и судебными приставами.
Валерий Ильенко, заместитель председателя комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Я не сторонник полной отмены техосмотра, но он не должен проходить в том формате, который есть сейчас. Нам нужно совершенствовать сам подход к этой процедуре и прежде всего вернуть значимость талона техосмотра. Первый шаг в этом направлении, который поддерживаю и я — это решение об отмене техосмотра для новых автомобилей. Нет никакого смысла проверять машину, только что выпущенную заводом.
Что касается передачи техосмотра в руки частных компаний, то у нас в области такая практика существует уже более десяти лет. Вообще в каждом городе должно быть достаточно организаций, которые имеют право проводить такие тесты — это поможет избежать очередей. Особенно тяжело бывает весной, когда число машин на дорогах увеличивается и пройти техосмотр нужно многим людям. Сегодня в процессе техосмотра есть мощная коррупционная составляющая, с которой нужно бороться. Необходимо, чтобы за нелегальную выдачу талона техосмотра в законодательстве был прописан реальный срок — тогда те, кто этим занимается, задумаются, продолжать ли свою незаконную деятельность.
Игорь Миронов, автолюбитель:
— Хотелось бы, чтобы новые правила техосмотра помогли людям избежать головной боли. Я проходил техосмотр в прошлом году и потратил на него уйму времени, хотя моя машина была в хорошем состоянии. Два дня у меня ушло на оформление медицинской справки (медицинская справка при прохождении техосмотра была отменена с 27 ноября 2010 года — прим. автора). Потом пришлось оплатить необходимые сборы и записаться на техосмотр. В далеко не самом загруженном техцентре я провел целых полдня, причем большую часть времени в очередях. При проверке моей машины выяснилось, что у нее перегорела лампочка стоп-сигнала. Спрашивается, почему такую незначительную поломку нельзя устранить прямо во время техосмотра? Если бы в техцентре был запас таких лампочек, никто бы не отказался заменить их, скажем, за сто рублей. Вместо этого мне пришлось идти за лампочкой в ближайший магазин, вкручивать ее вместо перегоревшей. И потом вновь стоять в очереди.
Повышение стоимости техосмотра, конечно, малоприятно, но я не думаю, что три тысячи рублей для кого-то будут неподъемной суммой. Лично у меня плановый техосмотр придется на 2012 год, но я планирую купить новую машину и автоматически его избежать.
Александр Беляев, автомеханик и автовладелец:
— Я за последний техосмотр заплатил в общей сложности 450 рублей, и за что там платить 3000, мне не совсем понятно. Человек на техосмотре большую часть времени ждет своей очереди. А на проверку машины уходит минут пять, особенно, если она в хорошем состоянии. Я боюсь, что если техосмотр будут проводить частные компании, то людям придется платить еще и за какие-нибудь дополнительные услуги. Да и коррупция при этом вряд ли убавится — просто за получение нелегальной отметки о техосмотре люди будут платить больше, чем сейчас.
ЦИФРА
По данным исследовательского холдинга «Ромир» количество автомобилистов в России в 2010 году достигло 53,6 млн человек. Это составляет 37 процентов населения страны.