USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Свободу автомобилям

Павел КРАСИН
Реформа техосмотра затронет интересы огромного количества людей. Фото Павла КОМАРОВА
Реформа техосмотра затронет интересы огромного количества людей. Фото Павла КОМАРОВА

Интересно, что основные положения нового законопроекта очень схожи с базовыми условиями японской национальной программы Shaken. Именно ей мы во многом обязаны тому потоку машин, который ежедневно приходит из Японии во Владивосток.

Первое сходство касается новых автомобилей. В Японии они вообще не проходят техосмотр, что планируется вводить и у нас.

Второе сходство — в определении срока износа автомобиля. В Японии машина отправляется на техосмотр через три года после выпуска, и точно такое же правило будет в нашей стране.

Третье сходство — чисто документального характера. Результаты тестирования машины действительны в Японии в течение двух лет. У нас это правило несколько расширили и углубили: машины старше семи лет будут проходить техосмотр каждый год, хотя в Японии возраст автомобиля не влияет на периодичность тестов.

Стоимость осмотра в Shaken-центре велика даже по японским меркам — около 100 000 йен, или 1000 долларов. К тому же чем старее автомобиль, тем дороже стоит его проверка, поэтому в Японии считается хорошим тоном менять машину раз в три года. Авто, не прошедшее Shaken-тест, нужно либо утилизировать, либо вывезти из страны, что японцы и делают, обеспечивая б/у машинами всю Евразию. К счастью, в России госпошлины не будут увеличиваться — нам придется платить за техосмотр 3000 рублей независимо от того, пять лет нашим машинам или двадцать.

Первоначально Президент России Дмитрий Медведев должен был подписать новый закон в июне этого года. Однако в последний момент было решено совместить техосмотр со страхованием автомобиля, и потому публикация закона была немного отложена. Талоны техосмотра будут упразднены, а отметка о техническом состоянии автомобиля будет ставиться прямо на полис ОСАГО. Срок действия договоров о страховании напрямую зависит от возраста машины и составит три, два и один год соответственно.

С первого января 2012 года начнется переходный период, который продлится два года. В это время техосмотр будут проводить как нынешние техцентры, так и новые, прошедшие аккредитацию. Ее правила установит Министерство экономического развития России, а аккредитованием будет заниматься Российский союз автостраховщиков. С 2014 года право на техосмотр будут иметь только аккредитованные предприятия.

Те автомобилисты, которые должны проходить техосмотр в этом году, могут не беспокоиться о том, что из-за попадания в межреформенную зону их ждут какие-то проблемы. Согласно постановлению Правительства РФ № 413 талоны легковых и грузовых машин массой до 3,5 тонны будут действительны еще в течение года. Послабление коснется только частных автомобилистов, а вот коммерческому транспорту оттянуть техосмотр не удастся.

Как все это будет работать на практике — покажет время. Пока что своими впечатлениями от законопроекта с нами поделились представители власти, автомеханики и автолюбители.

КОММЕНТАРИИ
Денис Жданов, заместитель начальника Управления ГИБДД ГУВД по Новосибирской области:
— Причины, по которым было решено реформировать техосмотр, лежат на поверхности. Во-первых, это большой прирост транспорта, который никто не прогнозировал , в том числе и при проектировании улиц. Вы сами можете видеть, насколько затруднено движение в городах. Вторая причина — это время, которое уходит на проверку автомобиля. За день сотрудники пункта техосмотра могут проверить только определенное количество машин, и не все автомобилисты успевают пройти осмотр вовремя. Так что процедура техосмотра изменяется в первую очередь для удобства граждан.

По закону техосмотр должна проводить ГИБДД. Но в тех случаях, когда у инспекции нет для этого технической возможности, она может передать его в руки коммерческих организаций. При этом ГИБДД все равно осуществляет контроль над их деятельностью и выдает талоны техосмотра. В нашей области работает 44 пункта проведения техосмотра, из которых 24 — в Новосибирске, но ни в одном из них осмотр не проводят сами сотрудники ГИБДД.

Я не думаю, что техосмотр отменят полностью, поскольку от него зависит безопасность наших граждан. К тому же при техосмотре нередко выявляли и угнанные машины, и должников, когда инспекторы ГИБДД работали совместно с налоговыми и судебными приставами.

Валерий Ильенко, заместитель председателя комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Я не сторонник полной отмены техосмотра, но он не должен проходить в том формате, который есть сейчас. Нам нужно совершенствовать сам подход к этой процедуре и прежде всего вернуть значимость талона техосмотра. Первый шаг в этом направлении, который поддерживаю и я — это решение об отмене техосмотра для новых автомобилей. Нет никакого смысла проверять машину, только что выпущенную заводом.

Что касается передачи техосмотра в руки частных компаний, то у нас в области такая практика существует уже более десяти лет. Вообще в каждом городе должно быть достаточно организаций, которые имеют право проводить такие тесты — это поможет избежать очередей. Особенно тяжело бывает весной, когда число машин на дорогах увеличивается и пройти техосмотр нужно многим людям. Сегодня в процессе техосмотра есть мощная коррупционная составляющая, с которой нужно бороться. Необходимо, чтобы за нелегальную выдачу талона техосмотра в законодательстве был прописан реальный срок — тогда те, кто этим занимается, задумаются, продолжать ли свою незаконную деятельность.

Игорь Миронов, автолюбитель:
— Хотелось бы, чтобы новые правила техосмотра помогли людям избежать головной боли. Я проходил техосмотр в прошлом году и потратил на него уйму времени, хотя моя машина была в хорошем состоянии. Два дня у меня ушло на оформление медицинской справки (медицинская справка при прохождении техосмотра была отменена с 27 ноября 2010 года — прим. автора). Потом пришлось оплатить необходимые сборы и записаться на техосмотр. В далеко не самом загруженном техцентре я провел целых полдня, причем большую часть времени в очередях. При проверке моей машины выяснилось, что у нее перегорела лампочка стоп-сигнала. Спрашивается, почему такую незначительную поломку нельзя устранить прямо во время техосмотра? Если бы в техцентре был запас таких лампочек, никто бы не отказался заменить их, скажем, за сто рублей. Вместо этого мне пришлось идти за лампочкой в ближайший магазин, вкручивать ее вместо перегоревшей. И потом вновь стоять в очереди.

Повышение стоимости техосмотра, конечно, малоприятно, но я не думаю, что три тысячи рублей для кого-то будут неподъемной суммой. Лично у меня плановый техосмотр придется на 2012 год, но я планирую купить новую машину и автоматически его избежать.

Александр Беляев, автомеханик и автовладелец:
— Я за последний техосмотр заплатил в общей сложности 450 рублей, и за что там платить 3000, мне не совсем понятно. Человек на техосмотре большую часть времени ждет своей очереди. А на проверку машины уходит минут пять, особенно, если она в хорошем состоянии. Я боюсь, что если техосмотр будут проводить частные компании, то людям придется платить еще и за какие-нибудь дополнительные услуги. Да и коррупция при этом вряд ли убавится — просто за получение нелегальной отметки о техосмотре люди будут платить больше, чем сейчас.

ЦИФРА
По данным исследовательского холдинга «Ромир» количество автомобилистов в России в 2010 году достигло 53,6 млн человек. Это составляет 37 процентов населения страны.

Фотографии статьи
Изменения в схеме прохождения техосмотра стали действительно революционными. Фото Павла КОМАРОВА