Марина АНАНИЧ: «Успех приходит от работы в команде»
От историй успеха — к среде для инноваций
— Марина Ивановна, в ваши профессиональные обязанности входит широкий круг вопросов, в том числе и формирование региональной инновационной системы. Как вы считаете, она в области сформирована уже полностью или чего-то не хватает?
— В области созданы основные элементы региональной инновационной системы: система генерации новых знаний, фонды, технопарки, центры трансфера технологий и коллективного пользования, бизнес-инкубаторы.
Но среда для успешных инноваций еще формируется, полноты еще нет, и не только в нашем регионе. Нет отлаженной системы финансовой поддержки проектов на всех этапах их развития; формирования непрерывного потока инноваторов, чтобы истории успеха подпирали новых желающих развивать инновационную экономику.
Слабо прослеживается осознание важности момента для включения в процесс внедрения инноваций у многих управленцев как среди чиновников, так и руководителей предприятий, да и всего общества в целом. Имеются лишь отдельные передовые группы людей, которые ведут за собой. Чем больше их появится, тем система будет совершенней.
— Несколько лет вы выполняете обязанности ответственного секретаря комиссии по организации подготовки управленческих кадров в регионе. Ваша оценка эффективности программы?
— Программа выполняется под руководством председателя комиссии — губернатора Новосибирской области Василия Юрченко. В ней участвуют три новосибирских вуза: Новосибирский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет и Новосибирский государственный университет экономики и управления. Президентскую программу подготовки кадров считаю успешной, поскольку она единственная в России, которая сохранила связь власти, бизнеса, образования и науки за двенадцать лет своего существования и позволяет выявлять лидеров на ранней стадии деятельности личности. За время ее действия сформировался большой пул выпускников — около полутора тысяч человек, настоящих звезд.
С молодежью — в фантастические дали
— В Новосибирской области ряд вузов перестал быть федеральным. Ваше мнение по этому поводу?
— Фактически вузы так и остались федеральными. Другое дело, что впереди действительно грядет реструктуризация. Пока ее правила не прописаны, у регионов есть повод для беспокойства. Образовательный сектор Новосибирской области всегда являлся нашим «козырным» тузом, не хотелось бы, чтобы новосибирские вузы превратились в филиалы московских.
Раз мы уж заговорили об образовании, хочу заметить, что в регионе много сделано для активизации инновационной деятельности вузов — центры развития инновационных компетенций, молодежные творческие мастерские, система образовательных программ — проект-менеджмент (образование «вокруг» проекта), коучинг лидерских качеств и многое другое. Сейчас много усилий направляем на формирование молодежных научных школ.
Для улучшения профориентационной работы среди школьников в области реализован ряд проектов под общим названием «Профессиональные школы». В рамках проектов вузы не просто раздавали рекламные буклеты, а шли в школу со своими преподавателями, дополнительными программами, олимпиадами, исследованиями, экскурсиями в вуз и на предприятия. Как следствие — появился проект «Школьной «Интерры» под слоганом «Погружение в профессию»: мы постарались выпускников школ провести по вузам, академическим институтам и показать оборудование, на котором проявляется профессия личности. Как результат — увеличение заявлений школьников на инженерные специальности.
— Вы с таким увлечением говорите про молодых… Наверное, не принадлежите к числу тех, кто утверждает, что молодежь стала хуже?
— Нет (смеется. — Ред.). Я до сих пор и себя отношу к молодежи. Согласитесь, молод тот, кому все интересно, все хочется, он готов участвовать в новом. И важно уметь «закрутить» с молодыми какую-нибудь историю-проект, предложить им интересную командную игру. Благодаря этому мы объединяемся, находим точки роста, демонстрируем достижения. Часто длительная работа впоследствии завершается конкурсами, благодаря которым в молодежной среде не только формируется инновационная культура, укрепляется мотивация к научным исследованиям, творческому поиску и внедрению инноваций, но и реализуются лидерские амбиции. Так развивается «мода» на науку, технологии и инновационное поведение.
Например, «Идея! NEXT». Я ведь еще преподаю и в процессе обучения работаю со студентами — маркетологами и рекламистами. Однажды нас осенило, как можно помочь инноваторам в продвижении новых продуктов и проектов. Студенческие группы, состоящие из маркетологов, рекламистов, дизайнеров, поработали сообща над рекламой продукции инновационных компаний из технопарка новосибирского Академгородка. Пусть их решения оказались не идеальными, но представляли свежий, незамыленный взгляд на новый товар или технологию, которые инноваторы предлагают сообществу.
Очень любопытным и амбициозным получился и конкурс межвузовских проектов, проведенный нашим министерством совместно с Новосибирской государственной архитектурно-художественной академией и дирекцией проекта «Евразия-Сити» — «Новосибирск — культурная столица Евразии». Он позволил заглянуть за горизонт развития нашего мегаполиса с архитектурными и экономическими концепциями развития. Участниками конкурса стали межвузовские команды из Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, Сибирской государственной геодезической академии, Новосибирского государственного аграрного университета и Сибирской академии государственной службы. На первый взгляд многие вещи кажутся в этих проектах фантастическими, но мы ведь помним, что о видеотелефоне тоже первыми написали писатели-фантасты.
— Кого вы считаете инноватором в истории?
— Сложно назвать одного человека. Роль каждого изобретателя лифта или велосипеда, даже если мы не знаем конкретной фамилии, велика. Но надо помнить и об ученых, которые «нащупали» тему. И о фантастах, которые задают тон инновациям, смело говорят о трендах. Кто из них важнее? Мне трудно ответить. Даже если мы вспомним космонавтику, это идея не одного человека. Одиночка не способен ничего решить, и я опять возвращаюсь к мысли, что успех приходит от работы в команде, в научной школе.
И еще! Ведь родившийся человечек, по сути, инноватор, он все делает впервые для себя. Его успех зависит от его собственных качеств и от среды, в которой он находится. По аналогии важнейшим вкладом в развитие инновационной деятельности, появлением историй успеха является система отбора талантливой молодежи и создание среды для скорейшего «созревания» инноваций. В Новосибирской области живет очень много умных и успешных людей, создана плодотворная творческая среда. Этим нужно уметь пользоваться на благо дела!
СПРАВКА
Марина Ананич окончила Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, также имеет образование в сфере микропроцессорных систем, маркетинга и рекламы, степень кандидата технических наук и звание доцента. Автор ряда учебников, в том числе и по маркетингу и рекламе. Член комиссии по развитию инновационной инфраструктуры при Министерстве науки и образования Российской Федерации.
ФАКТ
В 2011 году Международный молодёжный инновационный форум Interra предстанет в принципиально новом формате — «форум-кампус». Название подчеркивает образовательную доминанту конкурса.