USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Точки над i в деле о фашизме

Никита НАДТОЧИЙ
Беззаботная молодость — заслуга наших дедов и прадедов. Жаль, не все это понимают... Фото Михаила ПЕРМИНА
Беззаботная молодость — заслуга наших дедов и прадедов. Жаль, не все это понимают... Фото Михаила ПЕРМИНА

— Прадедушка ушел на фронт одним из первых, — первокурсница Новосибирского юридического института (филиала) Томского государственного университета Юля Березина делится воспоминаниями, которые она не может назвать даже личными, скорее — семейными. — Но в 42-м он погиб, и я, к сожалению, его даже не видела. Но мама много про него рассказывала…

Прадедушка ушел на фронт, как тысячи сибиряков, в первых рядах добровольцев, не допуская страшной для того времени мысли отсидеться в далеком зауральском тылу — самоотверженность наших земляков во время войны известна всей стране.

Однако сегодня их внуки и правнуки вынуждены защищать добрую память о героях, о самой сути той войны, расставляя точки над i в незакрытом (как оказалось) деле фашизма.

— Эмоциональные всплески остаются там, на Красной площади: в юбилейные даты, на красивых парадах, — говорит заведующий кафедрой общественных наук вуза Игорь Печурин. — А потом наступает повседневная жизнь, в которой взгляд выхватывает нелицеприятные проявления неонацизма: Прибалтика, Москва, даже у нас, в Новосибирске, кто-то же рисует свастику на домах...

С этим надо бороться, уверены юристы, педагоги и студенты. Но не эмоционально, оперируя идеологическими штампами, а конкретными знаниями, в том числе и правовыми, изобличающими суть фашизма.

Одной из таких деятельных форм просветительской работы является межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Критика фашизма: мировоззренческо-правовые аспекты преступной идеи». В ее рамках преподаватели и сами ребята, что называется, по косточкам разбирают личины фашизма, как в прошлом, так и в настоящем. Причём, как истинные юристы, порой делают это с Уголовным кодексом наперевес.

— Действие 282-й статьи (экстремизм) никто не отменял, — поясняет доцент кафедры общественных наук Максим Петренко. — И это очень важно — уметь этой статьей пользоваться. Потому что, к сожалению, в отличие от четких исторических оценок гитлеровской Германии сегодняшний неонацизм зачастую очень размыт, замаскирован в мутной воде понятий, когда каждую вторую хулиганскую группу непременно называют фашистами. По-настоящему опасные явления при этом зачастую ускользают из вида…

Впрочем, можно констатировать, что и исторические оценки подвергаются усиленному вымыванию: не редкостью стало сравнение сталинизма и фашизма как чего-то тождественного. Этот голос нередко слышен с Запада и из Прибалтики, не первый год твердящей о «советской оккупации». Правоведы уверены: допускать таких оценочных извращений нельзя, иначе можно дойти до несуразностей — оправдать фашизм.

— Для любого нормального человека фашизм вызывает страшные ассоциации: концлагеря, война, голод, разруха, — говорит директор НЮИ(ф) ТГУ Лидия Чумакова. — И такое нельзя забывать, в том числе для того, чтобы это не возвращалось. Никогда.
* * *
Солнечный луч скользит по аудитории, где студенты постигают «Проблемы возникновения арийского мифа», потом заглядывает в соседнюю — там в разгаре «круглый стол» «Проявления фашизма сегодня»… Ребята, для которых эхо той войны могло бы остаться лишь параграфом в учебнике истории, вникают во все тонкости как во что-то очень глубоко личное. Да так оно и есть, по сути…

— Конечно, это ужасно, — Юля Березина склоняет голову, когда речь заходит о бритой шпане, рисующей свастику на улице и в подъездах. — Ведь их деды и прадеды воевали, погибали…

Девичий голос осекается, и взгляд соскальзывает в окно. По весенней улице идут люди, 66 лет не слышавшие сводок с фронта, не получавшие треугольных писем и говорящие слово «война» только раз в году, 9 Мая.

ФАКТ
В детских домах Новосибирской области в войну насчитывалось 4 674 ребёнка, в том числе 3 528 детей-ленинградцев.