Чужие дети на своей площадке
— Нет-нет, сынок, это нужно выкинуть в урну. Ты молодец! — хвалит мама маленького чистюлю.
Собирательство таких недетских игрушек — это одно из доступных развлечений на нередко весьма скудно обустроенных придомовых площадках.
Привлекательно там, где нас нет
Привычными развлечениями детишек в нашем дворе являются игры в полуразломанной песочнице с проржавевшим грибком, на высоченной, много выше человеческого роста, новой горке и установленном почему-то в непосредственной близости с мусорными баками крохотном спорткомплексе из лестниц и турников. Последний, кстати, практически не пользуется популярностью. Но ребятам постарше приходится довольствоваться этим, а мамам с крохами-ходунками — уходить гулять на более разнообразные и ухоженные площадки других дворов или, ещё лучше, уезжать за несколько остановок в соседний микрорайон. Там несколько лет назад был установлен масштабный современный игровой комплекс, предназначенный для детей самого разного возраста. Безлюдно в красочных лабиринтах, на качелях, каруселях и столь любимых малышами лазалках всех мастей бывает, пожалуй, только в лютые морозы. Благо доступ на привлекательную площадку открыт для всех.
Городки — ребятне, деньги — со всех?
Даже при беглом взгляде на иные дворовые комплексы сегодня приходится констатировать: ситуация плачевная. Проблема одна — дефицит хозяйской руки. Некоторые из городков были установлены в 2005 году и ранее, нередко — с нарушением ГОСТа. Сегодня они требуют немедленного капитального ремонта или даже сноса и демонтажа. В большинстве случаев управляющие компании просто поддерживают в рабочем состоянии эти площадки на свои средства. И выставляют счета собственникам жилья. Конечно, то и дело наталкиваются на сопротивление — не все граждане готовы содержать площадки из своего кармана. Хорошо ещё, если требуется лишь подкрутить пару креплений, а не менять целую установку, что, естественно, гораздо дороже. Поэтому ремонт городских игровых площадок ведётся с доброй долей стихийности.
И современная практика обустройства малых форм, при которой установленный на придомовой территории городок автоматически передаётся в собственность многоквартирного дома, пока не исправляет ситуацию. Конечно, логично, что вкладывать средства в придомовые комплексы должны сами жильцы, но… Тарифы на услуги ЖКХ и без того растут как на дрожжах, а тут ещё к ним пытаются плату за детские забавы добавить. Обидно людям, особенно если в семье и детей-то нет.
По наказам — бесплатно
Ещё один резерв для обустройства и ремонта комплексов во дворах — городской бюджет. Если в 2010 году, как отмечает председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии Новосибирска Илья Сиводедов, мероприятия по их обустройству и текущему содержанию практически не велись, то в 2011 году на эти цели из городской казны планируется истратить порядка 17 миллионов рублей. Власть обещает закончить все работы к началу лета. В приоритете — реконструкция городков из списка наказов избирателей, тем более что это всего 22 из 1661 площадки, работы по которым запланированы. При этом по наказам комплексы будут полностью обустроены за счёт городского бюджета, остальные — на условиях софинансирования с гражданами: 90 процентов — город, 10 процентов — его жители.
А подрядчики кто?
Но финансы — далеко не единственная недетская проблема детских игровых площадок. Нет правил отбора подрядных организаций для проведения работ по обустройству или ремонту городков. Непонятно, кто сегодня должен подбирать подрядчика — собственники жилья, районные администрации, управляющие компании? В результате такой неопределенности работы зачастую проводятся с нарушениями. Ответственность за содержание площадок жители в одиночку тоже на себя брать не спешат. Председатель комиссии Совета депутатов Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству, член комиссии по градостроительству Игорь Салов уверен: предложи жителям эксплуатировать городки полностью за свой счёт, половина собственников откажется от их установки на своих территориях. А гулять с детьми такие отказники будут ходить в соседние дворы, если хозяева тех площадок не окажут холодного приёма незваным гостям.
Случаи сопротивления постороннему присутствию, даже если это самая что ни на есть целевая аудитория — жаждущие подвижных игр детишки из соседнего двора — в Новосибирске нередки. Сегодня, по оценке Игоря Салова, в среднем на 10—15 жилых домов областного центра приходится лишь по одному детскому городку. Чтобы их имущество не изнашивалось раньше времени, хозяева площадок частенько не пускают к себе чужих. Или отказываются содержать площадку, которой пользуется весь район.
Как ни крути, нужен городской документ, на основании которого должны определяться и подрядчики строительства или установки городков, и их будущие владельцы (балансодержатели, эксплуатанты). А в идеале — ещё и конкретный список аккредитованных организаций, которые будут иметь право устанавливать и содержать детские городки. Это поможет квалифицированно строить и нормально содержать хорошие игровые комплексы, на которых не будет чужих детей.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Сергей ЕЛИСЕЕВ, руководитель управляющей компании жилищного хозяйства Октябрьского района Новосибирска:
— Детские площадки, которые уже давно эксплуатируются, фактически никому не принадлежат, и следим за ними мы, жилищники. А затраты принимают на себя жильцы. Сложнее с городками на группу домов или целый микрорайон. Тут нелегко конкретизировать, к какому именно дому отнести данный объект, поэтому иногда возникают противоречия. Но мы почти со всеми собственниками смогли договориться. Собираем жильцов, объясняем и чаще понимание находим. Ведь городки нужны не для чиновников, а для наших же детей, так что отказываться от их содержания просто непорядочно. При установке новых городков жильцы обязуются осуществлять содержание за свой счет. При согласовании ежегодного тарифа эта позиция озвучивается в перечне работ управляющей компании. Это не такие уж большие средства. К примеру, у нас на одном из участков есть городок, находящийся в ведении нескольких домов, на его содержание с каждого 200-квартирного дома приходится порядка двух тысяч рублей в месяц, то есть с одной квартиры совсем немного.
ФАКТ
Министерство строительства и ЖКХ Новосибирской области создаёт банк данных строительных проектов для повторного применения. Это поможет сэкономить бюджетные средства на проектирование жилых и социально-культурных объектов.