Мальков отправили в свободное плавание
— В этом году мы заготовили около 150 миллионов оплодотворённой икры пеляди, — рассказывает Владимир Калгин, директор компании «Томскрыба». — Около 80 миллионов привезли в Новосибирскую область, остальное отправили в Челябинск. Мощности здесь не позволяют инкубировать весь объём. Помимо пеляди, в рамках госзаказа заготавливаем икру муксуна и нельмы. Её подрастят и выпустят позже.
Пора на волю
Специалисты заготавливают икру с сентября по ноябрь. В инкубационном цехе на полках расставлены специальные сосуды, в каждом — по 800 тысяч будущих рыб. Через один аппарат за минуту проходит три литра воды, и если движение остановится, то икра погибнет от недостатка кислорода. По словам Владимира Петровича, хозяйственники таким образом спасают потомство: при естественном нересте 98 процентов икринок может погибнуть от хищников, морозов, недостатка кислорода. При правильном уходе в искусственных условиях вылупляется примерно 70 процентов личинок.
Услуги по инкубации икры пеляди для последующего зарыбления водоемов молодью оказывает компания «Верхнеобьрыбвод». По договорам с организациями, нанёсшими ущерб своей деятельностью водным биологическим ресурсам, «Верхнеобьрыбвод» планирует получить около 60 миллионов личинок пеляди, которую выпустят в водоемы Новосибирской, Томской областей и Алтайского края. С 2010 года число инкубируемой икры увеличилось втрое.
И вот настал заключительный этап: питомцев пора выпускать на волю. Уже не икра, но ещё и не рыба — они настолько малы, что в прозрачных транспортировочных пакетах с водой кажутся соринками. Однако специалисты, относящиеся к своему делу с любовью, всякий раз с улыбкой приговаривают: «Вон как они смотрят на тебя!» В каждом «мешке» — сто тысяч личинок: когда ещё один человек сможет разом поднять столько пеляди!
— Личинки пойдут вниз по реке — природа заложила эту информацию, — говорит Владимир Калгин. — Дойдут до Обской губы и прибрежных зон Северного Ледовитого океана. Там они вырастут, а потом снова поднимутся на нерест туда, откуда их выпустили. Это произойдёт через три-четыре года, когда личинка вырастет до 500—700 граммов.
При товарном рыболовстве выживает около десяти процентов личинок, но в естественных условиях это невозможно. Промышленный возврат рыбы — 0,22 процента. Как рассказал Анатолий Польских, главный специалист «Верхнеобьрыбвода», из 60 миллионов икринок пеляди получится 135 тысяч зрелых особей, а это десятки тонн товарной рыбы.
Искусственное воспроизводство
Более напряжённо дело обстоит с ценными породами рыб — муксуном и нельмой.
— За последние десятилетия эти виды рыб значительно сократились ввиду хозяйственной деятельности человека, — прокомментировал Анатолий Михайлович. — Для того чтобы реанимировать их, сейчас проводится федеральная программа по искусственному воспроизводству особо ценных и ценных пород рыб. По сто тысяч личинок муксуна и нельмы в ближайшее время выпустят в естественную среду обитания. Из 100 тысяч молоди нельмы в перспективе может вернуться к нам для продолжения потомства не более 100 штук, из которых, если будет 50 самок, каждая отложит по 50 тысяч икринок. В итоге мы получим 2,5 миллиона, а это не так уж и мало.
Сейчас в программе по искусственному воспроизводству рыбы участвуют только те организации, руководители которых правильно поняли ситуацию. Другие пытаются всячески обойти закон. Фактически проштрафившихся предприятий в разы больше, ведь ущерб водно-биологическим ресурсам наносят все, у кого деятельность связана с водными объектами. Но на данном этапе особенно ценно, по мнению специалистов, что организации возмещают вред в натуральном выражении.