Сузунский десант Росреестра
Для Сузуна, да и для любого другого районного центра, День Росреестра — действительно важное событие. По сути, это бесплатный семинар, на котором люди могут задать вопросы специалистам по земельному законодательству. Половина мероприятия проходит с участием руководителей сельских муниципальных образований, представителей бюро технической инвентаризации, нотариусами и другими чиновниками районного уровня. Затем задать свои вопросы может любой житель. Такие мероприятия Росреестр проводит всего два раза в год — весной и осенью. Первый семинар прошел в Краснозерском в 2006 году, поскольку кадастровые проблемы там стояли наиболее остро. Подобные поездки вошли в традицию, и сотрудники Росреестра обычно с радостью посещают районные городки и сёла, ведь ничто недорого регистратору так, как решение проблем населения. Народ встречает эту инициативу тепло.
— Такие мероприятия очень полезны, их нужно проводить как можно чаще. Главы сельских администраций выбираются из народа. Они могут не быть квалифицированными юристами и не знать некоторых законов, тем более что невозможно знать их все. Я сама пришла на семинар, чтобы послушать, какие проблемы сейчас есть у людей, вникнуть в них и, может быть, чем-то помочь, — рассказала начальник Сузунского отделения бюро технической инвентаризации (БТИ) Людмила Кудрина.
Сто пятьдесят километров по трассе быстро не проедешь, поэтому до начала семинара времени на знакомство с Сузуном не оставалось. Уже за полчаса до мероприятия к районной администрации начали подтягиваться люди. Как перерегистрировать права на недвижимость, задействовать материнский капитал и какие документы подавать в конкретном случае регистрации — вот далеко не полный список тем, интересовавших публику. За два часа работы специалисты Росреестра успели ответить более чем на 20 вопросов, причем ответы были максимально подробны и конкретны.
Хотя вопросы были по частным случаям, наверняка где-то в других районах найдутся люди с похожими проблемами. К тому же проблемам свойственно накапливаться, и пока сотрудники Росреестра доберутся до наших сельских районов во второй раз, могут пройти годы. Поэтому формат подобных семинаров так и просится в интернет. Конечно, организовать видеоконференцию с райцентрами пока практически невозможно, но дни Росреестра могут проходить в текстовом режиме интернет-форума, так что за ходом семинара можно будет следить даже на самых слабых интернет-соединениях. По словам руководителя Управления Росреестра по Новосибирской области Владимира Мельниченко, виртуальные консультации будут непременно организованы в дальнейшем.
То, как семинар проходит сейчас (конкретные ответы и максимально полная информация), — это, безусловно, плюс, но не для человека, слабо ориентирующегося в кадастровых терминах. Воспринимать ответы на слух было сложно из-за большого числа сокращений вроде ЕГРП, ГКН и ФГУ ЗКП, в которых легко запутаться неспециалисту. Да и запомнить устный ответ на вопрос было весьма проблематично, поскольку некоторые разъяснения занимали по пять-семь минут. Что-то люди, конечно, законспектировали, но записать такую консультацию в полном объеме может только профессиональный стенографист. Если бы у консультантов был диктофон, аудиозапись дискуссии можно было бы разместить на сайте Росреестра, откуда ее могли бы скачать все желающие. Правда, как утверждает Владимир Мельниченко, люди достаточно разбираются в законодательстве, чтобы воспринимать подробные ответы. Трудности в работе с населением заключаются совсем в другом.
— Есть отдельные вопросы, которые наша организация не может решить без обращения в суд. Многие люди боятся судебных дел и считают, что будет долгая тяжба, а в результате ничего не решится. В такой ситуации кто-то откладывает решение проблемы годами, а кто-то пытается толкнуть регистратора на какие-то неправомерные действия. Нам нужно в первую очередь донести до людей то, что через суд они смогут в течение месяца решить свои вопросы и спать спокойно.
Следующая экспедиция команды Росреестра пройдет в ноябре, предположительно в Купино. Готовить вопросы можно уже сейчас.
ФАКТ
Росреестр разработал план организации работы по повышению качества и доступности предоставления государственных услуг на 2011 год. Этот план предполагает создание условий для перевода услуг в электронный вид.