USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Татьяна НИКИТИНА: «Наша деятельность носит скорее социальный, чем коммерческий характер»

Беседовала Нина ЕГОРОВА
Фото Сергея ДЯТЛОВА
Фото Сергея ДЯТЛОВА

Для особо разборчивых покупателей предлагают каталоги. И такая форма обслуживания используется во всех непродовольственных магазинах района. Кроме того, крупногабаритные товары доставляют своим транспортом. Эта услуга очень популярна, и ее также внедрили везде.
А всего за три года в районе открылось семь кооперативных магазинов. Обошлось это в два с лишним миллиона рублей. Собственных, заметим, средств! «Какова отдача от этих вложений?» — с такого вопроса начался наш разговор с председателем совета Кочковского ПТПО Татьяной НИКИТИНОЙ.

— Все новые магазины работают по методу самообслуживания. И эффект от этого очевиден: их товарооборот увеличился вдвое. Хотя ни численность населения, ни уровень доходов не изменились. Особенно мы довольны «Мясной лавкой». Этот магазин теперь самый популярный в Кочках. Здесь представлен широчайший ассортимент мясной продукции — более шестидесяти наименований. Торгуют в «лавке» исключительно охлажденным мясом. И не только говядиной или свининой. Хорошо расходятся утки, гуси, кролики. Постоянно в продаже субпродукты.

Полугодовой товарооборот — полтора миллиона рублей. Работают всего два человека — продавец и рубщик. Все мясо закупается только с частных подворий. Расчет с поставщиками производится наличными деньгами в момент сдачи. И пока проблем с закупом нет.

Открытие этих магазинов позволило создать за год дополнительно одиннадцать рабочих мест, что для района с таким высоким уровнем безработицы немаловажно.

— У вас почти все оборотные средства (точнее 97,6 процента) собственные. Как удается не лезть в долг и так развиваться?

— Действительно, у нас — ни рубля кредитов. Хватает своих денег. В прошлом году мы получили более десяти миллионов рублей прибыли. Более девяти миллионов дала торговля. Мы наладили очень хорошие связи с поставщиками. Работаем в основном с отсрочкой платежа, это очень выгодно. Чтобы выйти на такие отношения, необходимо, конечно, быть надежным партнером. С нами поставщики сотрудничают охотно. Мы даже выбираем их. Конечно же, это результат усилий коммерческого аппарата. Во многих районах это проблемное звено. У нас наоборот — очень сильное.

Сейчас на счету предприятия более двух миллионов рублей свободных средств. С поставщиками за товары рассчитались, налоги заплатили, поэтому есть возможность вкладывать средства в ремонт и переоснащение магазинов, других производственных участков. На каждого жителя мы продали в прошлом году товаров на 14 тысяч рублей. Это третий результат среди потребительских обществ области. Как удается не лезть в долг? Просто деньги надо считать и не тратить больше, чем зарабатываешь. Принцип старый, но надежный.

— Но без проблем производства не бывает.

— Несомненно. В селах очень сложно с кадрами. Раньше мы на конкурсной основе принимали работников прилавка. Сейчас трудно найти хорошего продавца, даже в самом большом селе — Решетах (где больше двух тысяч жителей). Люди боятся ответственности, недостач. И, получив специальность через центр занятости или в нашем профучилище, не идут в торговлю. В райцентре, правда, кадров хватает.

Другая серьезная проблема — реализация собственной продукции. Конкурентов много, тем не менее до недавнего времени мы стабильно развивались. Намечали дальнейший рост, в том числе и в собственном производстве, общественном питании, заготовках. Но сумеем ли реализовать планы — вопрос. Резкое увеличение социального налога перечеркивает все ранее сделанное. Судите сами: если за 2010 год мы заплатили около четырех миллионов рублей соцналога, то в одиннадцатом будет одиннадцать! Естественно, теперь в развитие станем вкладывать меньше средств. Хотели заменить, в частности, оборудование на хлебокомбинате. Удастся ли?

При этом, сохраняя свои традиции, мы продолжаем работать с населением, имеющим низкий уровень доходов. Наша деятельность носит скорее социальный, чем коммерческий характер. Из 18 населенных пунктов района, которые мы обслуживаем, в пяти меньше ста человек. Но магазины там не закрываем, несмотря на их убыточность. Думаю, областные власти, принимая программу развития сельского хозяйства, должны это учесть и дать нам какие-то преференции в виде льгот по налогам и кредитованию.

— Какая отрасль самая проблемная?

— Производство. У нас хороший хлебокомбинат, общественное питание, кондитерский цех. Мы выпускаем продукцию тридцати наименований. Но рынок сбыта в связи с большой конкуренцией ограничен только своим районом. Начинаем понемногу сотрудничать с Каргатским потребобществом — поставляем им сухари и пряники. Возобновляем связи с Краснозерском. Но это очень маленькие объемы.

— Придется сокращать производство?

— Ни в коем случае. Будем искать покупателей. В том числе и у себя. С этой целью планируем провести расширенную ярмарку для местных предпринимателей с дегустацией нашей продукции. Пусть еще раз посмотрят ее ассортимент, качество. Тем более мы даем товары с отсрочкой платежа. Сами возим их во все магазины.

— А что с заготовками?

— По мясу проблем нет. За счет «Мясной лавки» объем закупа увеличили к уровню девятого года на 35 процентов. Но картофеля и овощей закупаем мало. Только для собственных нужд — не нашли рынков сбыта с приемлемыми ценами.

— Что нужно сделать для развития этого направления?

— В первую очередь поставить нас в одни условия с частниками. Мы с заготовок платим абсолютно все налоги, частники не платят ничего. И они выигрывают в цене. Сейчас говорится много о том, что нужно создавать какие-то сельхозкооперативы по заготовкам. Нет такой необходимости! Лучше бы поддержали потребкооперацию, у которой для этого есть все: и кадры, и материальная база.

Не хватает денег. Сегодня ни в одном потребительском обществе нет свободных средств, которые можно бы направить на заготовки. Закупить, скажем, картофель, положить на хранение, а потом потихоньку продавать. Как было раньше. Нет и оптовых покупателей в виде воинских частей и так далее. Поэтому необходимо наладить взаимодействие с властью. Если мы получим госзаказ, то уж выполним его в любом случае. В своих магазинах продаем и картофель, и морковь, которые берем у населения. Надбавки небольшие. Качество хорошее.

— Однако у вас не так много направлений деятельности, как у некоторых других. Собираетесь осваивать что-то новое?

— Нынче нет. Для этого нет свободных площадей. Мы не сдаем сейчас ни одного метра в аренду, но, чтобы открыть цех, надо поломать голову, что можно под него освободить. На перспективу, конечно, планы имеются. Пока же собираемся реконструировать еще один магазин в Кочках и продолжить работу по специализации торговой сети — сейчас это приоритетное направление нашей работы, которое обеспечивает стабильный рост в существующих условиях.

ЦИФРА
Сейчас на счету Кочковского ПТПО более двух миллионов рублей свободных средств, которые можно тратить по своему усмотрению.