Будни участкового
В дверь кабинета участкового уполномоченного раздается негромкий стук и на пороге появляется пожилая женщина. У старшего лейтенанта Филиппова начался прием граждан.
Почему тараканов травят ночью?
— Можно? Федор Владимирович, помогите, нет мочи терпеть — сын вместе с сожительницей замучили, деньги требуют, избивают. Всю пенсию забирают и тратят на наркотики…
Старушка не в силах сдержать слезы.
Федор Филиппов помогает посетительнице составить заявление, планирует выход по адресу и беседу с распоясавшимся отпрыском, а затем, вероятно, привлечение его к ответственности, что называется, по закону.
Вечереет... В опорном пункте становится многолюдно, на прием к участковому выстраивается очередь, в основном люди пожилые. Чувствуется напряжение. С хорошим настроением сюда не приходят. Тихий разговор двоих: «За какие грехи Бог наказывает?» И тут же неостывшие угрозы: «Еще раз тронет — убью!»
Нелегко быть участковым. Нервы требуются железные, надо быть профессионалом, любить людей, не брезговать житейской грязью, быть готовым в любой момент помочь, защитить, направить на истинный путь. А люди идут и идут, каждый со своей проблемой.
Проживающая на улице Степной гражданка пожаловалась на запах газа в ночное время. Женщина подозревает соседей с верхнего этажа — «это они делают специально, чтобы сжить со свету». Звучит достаточно абсурдно, но Федор Владимирович хоть человек еще и молодой, но искушенный в подобных ситуациях. Он отправился по адресу и выяснил: соседи жалобщицы травят тараканов. Но почему ночью? Внятного ответа не последовало. Участковый отправил женщину на клиническое обследование, чтобы выяснить, есть ли следы отравления в крови. Истина происшествия будет, конечно, установлена, меры будут приняты.
Видеть проблемы реального человека
Но бывают и такие ситуации, когда, кроме как успокоить человека, ничего сделать практически сотрудник полиции, кажется, не может. Речь идет о жертвах так называемого весеннего обострения, людях, испытывающих навязчивые состояния, фобии. Например, обратился молодой человек, который жалуется на угрозы с нецензурной бранью, звучащие «из телевизора». Или мужчина рассказывает о круглосуточной слежке, «голосах из космоса». Подобное участковый слышит каждый год. Нередко выясняется, что гражданин состоит на учете в психиатрическом диспансере. Но и по таким ситуациям, как считает Федор Владимирович, надо тщательно разбираться, потому что первопричиной могут быть житейские проблемы, нарушения закона, устранить которые — прямая обязанность участкового уполномоченного. Как это важно — уметь видеть за ворохом подчас случайных деталей, слухов, иллюзий реального человека.
Однажды сообщили: человек стоит на крыше дома, хочет броситься вниз. Федор Владимирович срочно прибыл на место происшествия. Действительно, на самом краю застыл молодой человек, который отказывался от какой-либо помощи. Участковый затеял с ним переговоры, долгие и утомительные, в результате которых юноша признался, что его бросила любимая девушка, он отчаялся, не хочет жить. За два часа участковому удалось узнать имя и адрес девушки, доставить ее к месту происшествия, продолжить переговоры, а в это время к парню с другой стороны дома подобрались спасатели и убрали его от края пропасти.
В другой раз Федор Владимирович чуть не погиб во время посещения неблагополучной квартиры. Он рассказывает:
— Раздался телефонный звонок: муж напился, гоняет домочадцев, помогите. Приехал на место, поднялся в квартиру, там мужчина в состоянии средней степени опьянения, его жена и ребенок трех лет. Я побеседовал с буяном, предложил проехать в дежурную часть, и вдруг мужчина схватил нож и набросился на меня. Но все-таки удалось надеть ему наручники, только после этого он успокоился. Потом вызвал медицинскую помощь, после осмотра задержанного врачи дали заключение: срочно требуется психиатрическая помощь…
Не удержался и спросил Федора Владимировича, почему такое возможно: сын набрасывается с кулаками на мать, внук вымогает под угрозами деньги у бабушки?
— По моему убеждению, — говорит участковый, — все упирается в родителей, какое они дают воспитание, такой и получают результат. Конечно, очень радует, когда удается помочь человеку порвать с преступным миром, стать на ноги, обзавестись семьей, устроиться на работу.
«Дочь совсем не вижу»
Да, вот такая это работа. А еще — участие в раскрытии тяжких преступлений, борьба с кражами, грабежами, распространением наркотиков. Каждое совершенное на территории уголовное преступление — это минус в работе участкового уполномоченного. Почему не предупредил ЧП, почему не занимался профилактикой правонарушений? Начинаются проверки, после чего, бывает, следует увольнение из органов. Придет участковый домой, а беспокойство гложет: не дай бог случится что на участке. Бывает, выдаются дни, которые по напряжению месяц работы вмещают — разбор скандалов, драк, доставка в милицию хулиганов, участие в розыске преступников. А еще экологическую милицию сократили и заботы по чистоте дворов и улиц, сохранению зеленых насаждений переложили теперь на плечи участковых уполномоченных.
Участковым Федор Владимирович работает уже пять лет, живет на съемной квартире в городе Обь, получает 15 тысяч рублей в месяц, половина жалованья уходит на оплату жилья. Ездить на службу приходится каждый день на общественном транспорте. Количество обслуживаемого населения по нормам не должно превышать более 3,5 тысячи, на практике нередко больше. Трудно, но он не жалуется, лишь об одном с горечью вздыхает: «Ухожу на работу, дочка еще спит, прихожу домой — уже спит. Совсем ребенка не вижу».
Отметим для себя, что напряженный ритм службы участковых уполномоченных традиционно осложняет их семейную жизнь. Среди сотрудников много холостых мужчин, потерявших свои семьи, — сложно им искать жен умных, порядочных, любящих и уважающих работу мужа-полицейского, опасную и с весьма скромной зарплатой.
…Семь часов вечера. Мы выходим с Федором Владимировичем на улицу — тут же нас окружают люди. Старушка жалуется: сосед озлобился, схватил за руку — вот, чуть не сломал, теперь боится возвращаться домой. Участковый уточняет детали происшествия, помечает адрес для обхода. Пенсионер говорит о наркоманах, собрающихся во дворе, — тоже придется наведаться, прояснить ситуацию. И конца нет этому потоку информации, за которой — боль, слезы, надежда.
ФАКТ
С начала года в Новосибирской области совершено 99 разбойных нападений, нераскрытыми из которых пока остаются 17.