USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Виктор ГЕРГЕРТ: «Сердцем я всегда в селе»

Николай ЦАРЕВ
Фото Сергея ДЯТЛОВА
Фото Сергея ДЯТЛОВА

Когда инвестор рядом
— Губернатор проводит много рабочих совещаний, на которых обсуждаются вопросы государственной поддержки сельхозпроизводства, инвестирования аграрной отрасли. Виктор Александрович, на ваш взгляд, какие инвесторы наиболее эффективны в сельскохозяйственной сфере — местные или со стороны?

— Скажу уверенно: местные. Как правило, у них нешальные деньги. Местные лучше знают здешний колорит, психологию тех людей, с которыми живут по соседству. В Баганском районе почти во всех хозяйствах собственниками являются местные руководители. Это Бамбух, Вересовой, Красильников. И посмотрите, как резко шагнул вперед Баганский район по всем производственным показателям: по молоку, по зерну, по кормам.

Недавно на базе хозяйства «Ивановское» Баганского района прошла выездная коллегия министерства сельского хозяйства области. Там есть чему поучиться. А мне вспоминаются встречи с Бамбухом, когда он присоединил к «Ивановскому» земли хозяйства «Андреевское». Я поздравил Виктора Ивановича. А он пустился сетовать: мол, такую тяжесть на себя взвалил! Стоп, сказал я ему. Кем ты был? Простым учителем. А сейчас идешь по райцентру — баганцы в окна выглядывают: «Бамбух пошел — руководитель одного из самых крупных хозяйств области!» У тебя, твержу ему, теперь такое поле деятельности! К тому же и человек ты небедный. Своим трудом добиваешься. С тех пор он при каждой встрече сообщает мне об успехах. Растет на фермах поголовье коров, повышаются надои. Радуюсь за него!

— А чем «неблагонадежнее» те, кто приходит в аграрный бизнес уже с готовыми капиталами?

— Хочу, чтобы меня правильно поняли. Среди них есть очень хорошие, невероятно эффективные инвесторы. Но и высока вероятность эгоистичного подхода.

У меня довольно хорошие отношения были с руководителем одного из крупнейших машиностроительных предприятий страны. И вот как-то решился он пойти инвестором в хозяйство «Новомошковское» Мошковского района. Вроде бы всё было нормально. А через год он заявил, что выходит из бизнеса и постарается вернуть вложенные миллионы. Для села это означало бы крах. Сумели мы развести ситуацию.

Или вот пример иного характера. В поселок Никольский Тогучинского района пришел инициативный инвестор. Жизнь в этом населенном пункте еле теплилась. А сейчас? По инвестиционной программе туда брошены собственником большие средства. За год построен 21 дом! Вошел я в одну из квартир, поговорил с жильцами. Нравится? Нравится. Тепло? Тепло. Ферма в селе огорожена — два небольших коровника, свиноферма. Неподалеку — молочный завод, где производится сметанка, творожок, молочко. Ведется монтаж мясоперерабатывающего цеха. Чуть поодаль — огромный ангар для лесопереработки. Но скажу о главном. Мне показали большую огороженную территорию: «Здесь в этом году начнется строительство молочного комплекса на 1 200 коров!» Это в селе, где еще нет детского сада.

Где-то в глубине души у меня остается настороженность, осилит ли инвестор всё? Уверяет, что годовой оборот его фирмы — 500 миллионов долларов, сельский «довесок» проблем — сущий пустяк. Дай бог. Я благодарен такому инвестору и окажу всяческую поддержку: буду настаивать, чтобы в село проложили дорогу, включили в программу строительство детского сада, посодействовали в ремонте клуба.

Готов и стол, и дом
— Проблема наполнения рынка продуктов питания будет ли когда-то решена окончательно?

— Продукты питания в мире всё больше и больше востребованы. Поверьте, немного времени пройдет, когда гектар пашни будет сопоставим с нефтяной скважиной. Рост числа людей на земном шаре гораздо круче, чем рост производства продуктов питания.

— Настанет ли такое время, когда молодежь будет рваться в село?..

— Надо всё для этого сделать. Современное село технически и технологически переоснащается. Оно, как никогда, нуждается в интеллектуальных, грамотных, инициативных специалистах в широком смысле этого слова. И не только сельскохозяйственных профессий, но и других, востребованных в сельской местности.

Перед тем как отправиться в редакцию, я провел заседание рабочей группы, которой губернатором области поручена разработка перспективной программы комплексного развития территорий Новосибирской области. Мы пытаемся сформировать такой механизм, который бы интегрировал действия разных направлений, всех составляющих развития территорий каждого из тридцати районов — и производства, и социальной сферы, и бизнеса, и других сфер. Иными словами, диверсифицировать экономику, обозначить несколько направлений развития на селе, как это сегодня делается в том же Никольском. В такой аграрный сектор молодые сельские специалисты, особенно те, кому государство окажет помощь в приобретении профессий, поедут!

Мне часто задают вопрос о судьбе земель сельскохозяйственного назначения в непосредственной близости к Новосибирску. Приходится признать: мегаполис поддавливает сельские территории, ему крайне тесно в собственных рамках. И с этим приходится считаться. Речь всё чаще заходит о необходимости создания какой-то структуры, возможно, управляющей компании, которая бы целенаправленно занималась проблемами Новосибирской агломерации, то есть совместным развитием ряда территорий, включая, в частности, Новосибирск и прилегающие к нему территории. Мы постараемся это учесть при формировании программы комплексного развития.

Рука помощи государства
— Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что сельское хозяйство в нашей области сохранено и довольно успешно развивается благодаря государственной поддержке со стороны областных властей. Не вдаваясь подробно в цифры, поясните, пожалуйста, почему именно в сельскую экономику направляются средства господдержки?

— Назову три основные причины такого внимания государства к селу.

Во-первых, производство сельхозпродукции находится в условиях естественной конкуренции, что вполне понятно: у нас в области почти 500 крупных хозяйств да три с лишним тысячи фермеров. И все производят примерно одни и те же продукты питания. Эти условия и оптимизируют цену, к сожалению, далеко не всегда в пользу кошелька крестьянина. Ситуация усугубляется еще тем, что, выходя со своей продукцией на рынок, многочисленные хозяйства сталкиваются с очень организованными рыночными структурами, имеющими явные монопольные признаки, коснись энергетики, нефтепродуктов, сельхозмашин.

Во-вторых, аграрный комплекс всегда находится в условиях объективных рисков, связанных с погодными условиями.

В-третьих, мы производим особый продукт. Изменилась, допустим, с 1 января на десять процентов цена комбайна — кто заметит? А если буханка подорожала на рубль-два? То-то и оно…

Вот почему, учитывая эти и некоторые другие факторы, государство обязано поддерживать селян, что оно и делает. Тщательно готовившийся закон о господдержке сельхозпроизводства действует в нашей области несколько лет и является одним из самых эффективных. Власти области даже в период экономического кризиса остались верны законодательной инициативе ежегодно увеличивать финансирование села на 15 процентов. Реальное же увеличение достигает даже 24 процентов. Это позиция депутатов, губернатора, управленческого аппарата.

По-прежнему огромные средства областного бюджета тратятся на социальные нужды, но в то же время губернатор постоянно ищет возможность направлять немалые средства на развитие области. И не только сельской местности. Нужно строить третий мост через Обь, перинатальный центр — основу сохранения жизни рожениц и младенцев, другие важнейшие объекты.

Снится ли деревня?
— Виктор Александрович, вы и ваша семья считаете себя селянами или горожанами?

— И я, и моя жена Екатерина сердцем остались селянами. Говорю это как на духу. Внуки больше уже горожане… Я себя никогда не чувствовал городским. Нисколько не жалею об этом и не стыжусь этого. Уверен, что в сельском жителе большой нравственный стержень. Деревенские люди открытее, искреннее, и это вызывает большую симпатию.

Ценю отношения, которые у меня были с односельчанами в моем селе Кукарка Карасукского района, где председательствовал. В праздник брал баян, мы плясали, пели. У соседнего председателя сманил художественного руководителя. Построили ему дом, купили в Туле баян ручной работы, стоимостью около двух тогдашних мотоциклов «Урал». Сколотили мужскую вокальную группу. В новосибирском ДК железнодорожников стали лауреатами. Вместе со всеми вечером, закончив дела, я, председатель Гергерт, спешил на репетиции хора в клуб. Разве такое забудешь?..

— Песня самая любимая какая была?

— Конечно, «Хлеб всему голова». Я знаком был с ее автором Николаем Михайловичем Кудриным.

Правда, сейчас больше люблю классическую музыку. Это моя страсть и, наверное, единственная отдушина. У меня три дочери. Когда моя средняя дочь после тяжелейшей болезни носила под сердцем уже доченьку собственную, я заставлял ее слушать классическую музыку и говорил: «Таня, эти мелодии не для тебя, а для того маленького комочка, который ты вынашиваешь». И внучка Лера (сегодня уже школьница) — удивительно гармоничный ребенок!

Я превелико благодарен всем, кто помогал мне по жизни в борьбе с невзгодами. Теперь я с еще большим желанием сам помогаю людям, которые обращаются ко мне за поддержкой. Считаю большим грехом отказ в помощи тому, кому в состоянии помочь.

СПРАВКА
В. А. Гергерт родился 21.01.1952 г. в с. Павловка Карасукского района Новосибирской области.

Трудовой стаж начал в 1968 г. заведующим сельским клубом. В.А. Гергерт являлся секретарем парткома совхоза «Студеновский», председателем колхоза им. Калинина, директором АОЗТ «Кукаринское». Занимал должность главы администрации Карасукского района.

В 2000 г. назначен заместителем главы администрации Новосибирской области, с этого же года — заместитель главы администрации области — руководитель департамента агропромышленного комплекса администрации Новосибирской области. С 2010 г. заместитель губернатора области.