Двойная смертельная угроза
«Короли» руля
— Кто-то терпит это безобразие, — говорит женщина, — а я не могу. Несколько раз ругалась с водителем и кондуктором, один раз мне даже деньги удалось вернуть и выйти. А если транспорт редко ходит, то что тут делать — дышат люди дымом, но едут. А водители, особенно молодые, вообще слушать не хотят, некоторые прямо говорят: мол, автобус мой, что хочу, то и делаю.
Никто из водителей-курильщиков показывать своё лицо читателям не захотел. Хотя почти все искренне считают, что ничего противозаконного они не делают. Курят же все, как один, в форточку. Хотя по закону поведение водителей равнозначно тому, что кто-то закурит в переполненном офисе, пусть даже и в форточку. Статья 62 Федерального закона «Об ограничении курения табака», принятого ещё в 2001 году, недвусмысленно говорит: «Запрещается курение и организация мест для курения в помещениях пассажирского автомобильного транспорта, пассажирского железнодорожного транспорта городского и пригородного сообщения, речного транспорта внутригородского и пригородного сообщения, а также в помещениях (салонах) воздушного транспорта». Несколько лет назад Государственная дума России установила штрафы от 300 до 500 рублей за курение в неположенных местах. Ими считаются: «Рабочие места, городской и пригородный транспорт, воздушный транспорт при продолжительности полета менее 3 часов, закрытые спортивные сооружения, организации здравоохранения, образовательные учреждения и организации культуры, а также помещения, занимаемые органами госвласти».
Как видим, закон абсолютно не препятствует тому, чтобы бороться с курящими водителями. Для начала — рублём. Увы, что-то мы ничего не слышали о подобной практике. Вот и чувствуют себя многие до сих пор королями руля.
Когда не всё равно
Многие беды от безразличия — это аксиома. Но недавно попал в похожую ситуацию и мне было совсем не всё равно. Она не касалась напрямую моей жизни, но грозила обернуться большими временными и, возможно, финансовыми потерями.
Я неспешно ехал с приятелем (он за рулём) в плотной городской пробке. Чтобы как-то скрасить томительный процесс, он закурил. Через минуту у него зазвонил телефон. Разговор был важным, сигарета — тоже, а вот маячивший в метре бампер дорогущего джипа похоже совсем не волновал товарища. Пришлось заорать и вырвать сигарету, чтобы хоть как-то привлечь его внимание.
А если бы это произошло в другом скоростном режиме? Автомобиль, движущийся со скоростью 60 километров в час, проезжает за секунду 16 метров. Пока водитель прикуривает сигарету, заполненный пассажирами автобус десятки метров следует практически в неуправляемом режиме. Да и управляя одной рукой, трудно быстро реагировать на внештатные дорожные ситуации. А это уже двойная угроза для людей…
Пока не «как у них»
В Новосибирске с курением водителей маршруток начали бороться осенью 2009 года. Предприятия, входящие в «Транспортный союз Сибири», начали запрещать своим водителям курить за рулём. До сих пор маршрутки, подчиняющиеся данному правилу, можно опознать по желтой наклейке с эмблемой союза, а также по табличке внутри, извещающей пассажиров о том, что они могут не оплачивать проезд в том случае, если водитель курит за рулём.
Теперь решено идти дальше — запрет будет действовать и для водителей больших пассажирских автобусов и троллейбусов. А у пассажиров появится надежда, что сигарету приравняют к мобильному телефону не только законодательно, но и по факту. За разговор по мобильнику без гарнитуры сейчас штрафуют, за курение — практически нет.
Ссылки на опыт других стран в данном случае не просто красивое сравнение. Во многих государствах, даже которые мы считаем менее цивилизованными, чем Россия, запреты на курение за рулём или штрафы действуют безотказно. Например, в Армении за первое нарушение водитель заплатит 70 долларов, за повторное — 150, а после третьего раза лишится работы. В Ирландии штраф за курение превышает зарплату водителя и составляет 3000 евро.
Мы пока отстаём, но шансы пассажиров победить в этой необъявленной травле растут с каждым днём.
«ПРЯМАЯ РЕЧЬ»
Валерий ИЛЬЕНКО, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Решение о запрете курения водителями «газелей» за рулем уже принято и действует. В этих автотранспортных средствах даже есть соответствующие таблички с надписями о том, что если водитель курит, пассажир оставляет за собой право не оплачивать проезд. Анализируя ситуацию, мы пришли к выводу, что этот вопрос у нас сегодня снят — в «газелях» водители не курят. В последнее время даже перестали поступать звонки с жалобами по этому поводу.
Теперь у нас проблема с курением в автобусах большой вместимости, а также с разговорами по телефону без наушников во время движения. Это требование должно коснуться водителей всех классов пассажирского автотранспорта. Думаю, транспортное сообщество Сибири примет правильное решение по этому поводу и в ближайшее время будет отработан формат его внедрения в жизнь. Каким бы ни был формат, очевидно, что сегодня данное решение нам необходимо. Но пока, к сожалению, многие действующие запреты нарушаются. К примеру, все точно знают, что на красный свет ехать нельзя, но многие едут. Нельзя выезжать на встречную полосу, но и здесь нарушители находятся. Поэтому так важно, чтобы решения о запретах на определенные действия в процессе пассажирских перевозок обсудили сами представители сообщества транспортников. Это должно быть общее, обдуманное решение, которое все будут выполнять.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Евгений САФОНОВ, начальник медицинской службы Центральной клинической больницы СО РАН, кандидат медицинских наук, врач высшей категории:
— Никотин вызывает вазоспазм — спазм сосудов головного мозга, что приводит к нарушению мозгового кровообращения, а это может повлиять на реакцию водителя на дороге, на оценку дорожной ситуации.
Нарушение кровообращения в мелких артериях может спровоцировать ишемическое изменение стенки миокарда и спровоцировать сердечный приступ у водителей с хронической сердечной недостаточностью.
Елена ФРОЛОВА, терапевт:
— Считается, что никотин оказывает стимулирующее действие на нервную систему, что выражается в увеличении скорости реакции, усилении концентрации внимания, повышении уровня бодрствования. Это так. Замечательные, казалось бы, эффекты. Есть у них только одно «но»: они искусственные, а потому противоестественные. Значит, организм будет пытаться погасить их. Это называется нейроадаптацией. Поэтому часто курильщики похожи на неврастеников. Они «разбалтывают» свою нервную систему, живут от сигареты до сигареты, готовы вспыхнуть по незначительному поводу, часто бывают агрессивны. Представляете, к чему это может привести в случае сложной ситуации на дороге?..
ЦИФРА
2179 единиц техники обеспечивают в Новосибирске перевозку пассажиров в общественном пассажирском транспорте Новосибирска