USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Привычка к семье

Нина ДМИТРИЕВА.
Семья Будько на снимке не в полном составе. Мальчики занимаются самбо и в этот день на празднике участвовали в показательных выступлениях. А мама с папой и девочки болели за них. Фото Нины ДМИТРИЕВОЙ.
Семья Будько на снимке не в полном составе. Мальчики занимаются самбо и в этот день на празднике участвовали в показательных выступлениях. А мама с папой и девочки болели за них. Фото Нины ДМИТРИЕВОЙ.

Одна из делегаций работала в Ордынском районе. Здесь было что показать. Прекрасный дом ветеранов и дом милосердия, центр реабилитации и еще многое другое. Все это произвело хорошее впечатление на гостей (в том числе из дальнего зарубежья). Но самое теплое чувство оставило у всех посещение приемной семьи Будько.

«Все похожи на меня»
Папы не было дома. Зато остальные дружно встречали гостей. К такой публичной стороне своего бытия все относились спокойно и даже с юмором. Младшие дети глазели на разнаряженных тетенек и дяденек. А старшая, Снежана, разговаривала на английском с одним из иностранцев (как потом я узнала, она любит языки, и особенно русский — в прошлом году стала победительницей районной олимпиады по этому предмету).

«А где ваши родные дети?» — задал кто-то вопрос. «Угадайте!», — прищурилась Жанна Владимировна. Гости показали на мальчика и девочку. И… ошиблись. «Они все на меня похожи, — заключила мама. — И все теперь наши».

С чисто житейской точки зрения, брать ребятишек на воспитание должны бы семьи благополучные: где есть материальный достаток, где быт устоялся и устроен. Однако часто бывает, что на это решаются люди, которые сами переживают трудности разного характера. Возможно, потому, что у них больше, чем у других, развито чувство сострадания и желание подарить кому-то счастье становится очень сильным? По крайней мере, у Будько приемные малыши появились в нелегкий для семьи момент.

В деревне закрыли детский сад, где Жанна Владимировна работала воспитателем. Подходящей работы для нее не предвиделось. В семье тогда было двое детей: старшей дочери Снежане — семь лет, младшей Полине — несколько месяцев. Кроме того, с ними жила тяжелобольная мама.
Муж сначала не одобрил идею жены. Но, понимая, что ей нужна какая-то опора в такую минуту, согласился. И потом видя, как она вкладывает всю душу в заботу о ребятишках (своих и приемных), всегда старался ее поддержать. Жанна Владимировна ему очень благодарна за это.

Малышей не разлучили
…В детдоме они заприметили Егорку. Когда пришли сюда в первый раз, ребятишки обступили их. «Возьмите меня, меня», — наперебой просили они. А этот стоит у окна, собирает конструктор и не глядит в их строну. Худенький, в чем душонка держится! Как потом Будько узнали, этого малыша и его брата Вадима уже брала одна ордынская семья. Но через полгода вернула. Разлучать малышей, конечно, не стали. Вот так вместо одного приемного ребенка в семье появилось двое — одному три, другому четыре годика.

Но этим дело не кончилось. Позднее Будько узнали, что у мальчиков появилась сестренка Саша. Ее сразу решили взять к себе из неблагополучной родной семьи. Но органы опеки почему-то поначалу воспротивились этому, хотя Саша находилась у бабушки, которой трудно было ее воспитывать. Однажды Будько решили проведать их. Увидели, в каких условиях живет девочка, и забрали малышку безо всякого разрешения чиновников. Только полтора года спустя оформили все по закону.

С родной бабушкой приемных ребятишек у Будько и сейчас хорошие отношения. Они навещают ее, постоянно созваниваются. Детей нельзя отрывать от родных, считает Жанна Владимировна. Любыми средствами надо сохранять эти узы.

По-разному ребятишки привыкали к семье. Мальчишки сразу стали звать приемных родителей мамой и папой. А вот Саша некоторое время называла Жанну Владимировну тетей. Но однажды сказала: «Я, наверное, тоже буду звать тебя мамой». «Как нравится, так и называй», — спокойно ответила ей Жанна Владимировна.

В большой семье у каждого всегда были свои обязанности по дому. Не имея прожиточного минимума на каждого, здесь добирали доходы за счет хозяйства. «Больше сотни цыплят берем ежегодно, развели поросят. И огород у нас большой», — рассказывает Жанна Владимировна. Раньше все это было на плечах родителей. Теперь старшие дети помогают. Двор Будько всегда утопает в цветах. Ухаживают за ними девочки. Они же и в доме следят за порядком, а еще ухаживают за любимицей семьи — морской свинкой Глашей.

«А папа у нас — красно солнышко»!
В трудные минуты семью Будько не оставляли без помощи земляки. Даже незнакомые старались поддержать. Все время помогают им (в том числе и материально) друг семьи Николай Ковалев и Анатолий Панков — директор ЖКХ, где работает папа.

А как он сам участвует в воспитании большого семейства? «Мы всегда смеемся, когда нам задают этот вопрос, — улыбнулась Жанна Владимировна — Папа у нас — красно солнышко. Утром выходит, вечером заходит. День — на работе и очень загружен. И вообще он — базис: зарабатывает деньги, строит, ремонтирует». Но в любой ситуации, признается она, ощущается его присутствие. Иногда в воспитательных целях специально приходится папу подключать. Его слово веское и последнее».

Отличаются ли проблемы приемных семей от обычных? «На данный момент уже нет, — говорит Жанна Владимировна — Трудно было первые полтора года, когда детей приходилось учить всему. Потом обходились без больших проблем. Сейчас мальчики взрослеют, и я понимаю: да, настал переходный возраст. В некоторых ситуациях приходится учитывать, что это приемный ребенок». Главное, нельзя допускать несправедливости. У них так заведено: сделал хорошее — обязательно похвалят. Ну а напроказничал — по головке не погладят хоть кого.

В школе все дети учатся хорошо. Саша первый класс закончила на «пять». Из старших особенно хорошо с учебой у Снежаны — в аттестате у нее только три четверки, остальные пятерки. Мальчики тоже неплохо занимаются. Вадим сдал экзамены в прошлом году без троек. «Это для нас победа, если учесть, что начинали первый класс совсем с других отметок, — улыбается Жанна Владимировна — Егор тоже старается. И я просто рада за него».

Иногда ей хочется выйти на работу. Но пока «дела не отпускают». Хотя профессионально, считает Жанна Владимировна, в приемной семье она реализуется даже больше, чем в детском саду. А кроме того, она любит домашние хлопоты. Нравится ей заниматься детьми, ухаживать за ними. Хоть времени на отдых нет, зато душа спокойна.