Укротители «железа»
Новые направления в занятиях вызвали интерес у ребят в возрасте от 10 до 18 лет. Появились свои гонщики-чемпионы. Так, Александр Морозов (старшая возрастная группа) второй год носит звание абсолютного победителя района в этом виде спорта. Денис Вечирко (младшая возрастная группа) в этом году занял первое место по автокроссу. Около 50 ребятишек уже имеют первый юношеский разряд. Ребята участвуют в автомногоборье, автокроссе, кольцевых гонках, соревнованиях картингистов.
В центре нет отдельно пилотов и готового штата обслуживающего персонала для техники. Каждый мальчишка, с помощью преподавателей, сам механик, слесарь-сборщик, рихтовщик и прочее, только потом он уже штурман и пилот машины. Первые автомобили притащили в техцентр буквально со свалки, колдовали с ремонтом, благо оборудования для его проведения полный комплект, реанимировали, ставили на колеса. Сейчас в автопарке 20 передне- и заднеприводных машин российского производства. Кое-какие были отданы людьми, другие приобретены по символической цене.
Картинги — увлечение мальчишек с 10 до 15 лет. Невысокие, маневренные, мощные машинки они собирают сами, буквально из «ничего», ставят мотоциклетные двигатели и покоряют скорость. Начинали с двух сборных машин, теперь их семь. Скоро к самодельным картингам добавится их собрат заводской сборки. У центра появилась возможность покупать по одному новому мотоциклу и картингу ежегодно. Тренер-преподаватель Александр Бородихин своих учеников называет самоделкиными, а для тех самое страшное наказание, если родители не отпускают кого-то из них на занятия.
Укротить железного коня — мотоцикл — мечта любого мальчишки. Вот здесь и укрощают, совершая сложные прыжки и фигуры, гоняя на мотоциклах по снегу. Освоили даже новый комбинированный вид спорта — скийоринг (езда на лыжах за мотоциклом). В ходу свои отечественные модели, популярные еще в юности родителей ребят: «ИЖ», «Восход», «Минск». Как и автомобили, железные кони требуют знаний и умений в устранении неполадок.
Еще одно интересное дело для пытливой ребятни — восстановление старой техники. Ретронаправление, по словам директора автомотоцентра Валентина Цыганкова, интересует молодежь не менее, чем все остальные. Восстановить знаменитый ЗИС-5 (в годы Великой Отечественной войны на эти машины устанавливались минометы «катюша») — это не просто отремонтировать автомобиль, скорее уж, своими руками прикоснуться к истории, вспомнить фронтовой путь дедов. Да и такие авто, как «Москвич» серий 401, 403, 407, ГАЗ-21, ГАЗ-93, «Запорожец»… — живые истории, рассказывающие о развитии страны.
К моделированию (комплектованию, сборке) багги вскоре планируют добавить авиаконструирование, наладив прочные связи с Новосибирским авиацентром имени Александра Покрышкина. Как уже налажено с Новосибирским областным автомотоцентром, где карасучанам серьезно помогают методической работой. В отдаленный район не раз выезжали опытные тренеры. Педагоги техцентра участвовали в выездных семинарах областного масштаба.
Автомотоцентров в области немного: в Новосибирске, Черепаново, Куйбышеве, Сузуне, Тогучине, Болотном. Автоспорт — это серьезные деньги. Бензин, масло, детали, выездные старты… Без реальной финансовой поддержки власти, бизнеса не обойтись. Глава Карасукского района Александр Гофман лично курирует деятельность центра, следит за выступлениями его воспитанников и, конечно, постоянно помогает.