USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Друзья парадоксов

Светлана ГАВРИЛОВА.
Проектная группа работает над очередной парадоксальной задачей. Фото Михаила ПЕРМИНА.
Проектная группа работает над очередной парадоксальной задачей. Фото Михаила ПЕРМИНА.

— Когда я зашла в центр, у меня возникло ощущение, что меня перенесли в картины Дали или на какую-то фантастическую планету. Вывески «Поле экспериментов», «Комната мечтаний», «Арена» и другие — это для чего?

Надежда Андреева:
— …А сейчас мы с вами беседуем в «Доме под часами». Безусловно, мы придумали разные миры в кабинетах и коридорах, стилизованные под улицы, дворики, чтобы у ребенка, приходящего сюда, не создавалось впечатление, что он пришел в образовательное или производственное учреждение в привычном смысле. Поэтому у нас есть места, где можно помечтать или опубликовать авторскую идею, почитать книгу или заглянуть в витрину магазина.

— Можно ли центр считать питомником для гениев?

Надежда Андреева:
— Слово «гений» для нас действительно любимое. Потому что в какой-то степени каждый ребенок — гений. Априори в маленьком человеке скрыто максимальное количество возможностей для развития гениальности. У нас есть своя концепция, и она по многим позициям расходится с уже зарекомендовавшими себя в науке, но за этим стоят наша глубокая практика и понимание природы ребенка.

— Как происходит отбор детей в центр? Играет ли роль при выборе, допустим, статус родителей?

Надежда Андреева:
— Мы работаем с детьми со второго по десятый класс. Для этого организуем ежегодный конкурс, первый этап которого проходит в школах, обращаем внимание на ярких, активных детей, успешных либо в учебе, либо в общественной жизни школы. На втором этапе предлагаем финалистам принять участие в конкурсе-игре, который предполагает совместное прохождение заданий детьми и взрослыми — инноваторами, живущими в нашем городе. Например, в нашем конкурсе участвовали Алексей Бороздин — педагог-музыкант, создатель авторской школы по работе с детьми-инвалидами, Владимир Калужский — художественный руководитель филармонии. А поскольку это в первую очередь игра, то проигравших нет. За год мы обучаем 700 человек.

Сергей Анцифиров:
— По поводу статуса родителей… Видимо, такой вопрос у вас возник, когда мы упомянули про инновационную элиту. В нашем центре слово «элита» употребляется не потому, что люди готовятся из определенного круга, а в том плане, что здесь они приобретают редкую способность делать что-то впервые, чего никогда раньше не делали.

— В чем суть технологии?

Геннадий Асиньяров:
— Образовательные технологии «НООГЕН» являются ноу-хау не только для Новосибирска, но и для всей России. По сути, их можно назвать революционным движением в образовании. Впервые подробное описание технологии сделано в книге «Возможные миры, или Создание практики творческого мышления». Эта книга в 1993 году вошла в число победителей конкурса учебных пособий, который проводился международным фондом «Культурная инициатива» в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России». Сама технология разработана на базе Красноярского государственного университета. Суть ее в постановке перед детьми сложных, парадоксальных задач, которые еще не решены в науке, в экономике, управлении. Только сформулированы эти парадоксы на понятном ребенку языке.

Например, построить мир, в котором чудеса закономерны, или придумать теорию истории и на ее основе написать «Историю некогда великого и гордого народа, доселе никогда не существовавшего». Как вы видите, сама формулировка задачи вступает в резкое противоречие с привычным образом мыслей взрослых и детей. И, на первый взгляд, подобные «уравнения» решить невозможно. Но только не для юных мыслителей «НООГЕНа». Если взять реальную проблему и перевести ее на другой язык, сформулировать «НООГЕНовскую» задачу с этой же проблематикой, дети будут ее решать с удовольствием. Это не игра в науку. Дети исследуют уже существующий научный и фактический материал, анализируют его и выдвигают собственные, порой революционные гипотезы. Единственное «но» — форма представления научных разработок выглядит не классически научной.

— После ваших практик юный человек возвращается в свою старую, консервативную, школу и словно спускается с небес на землю. Не вступает в противоречие с реальностью его новое сознание?

Надежда Андреева:
— За время прохождения ребенком программы формируется категориальное мышление, которое предполагает также и развитие его критичности, к реальности в том числе. Когда он со своими новыми знаниями приходит в традиционную школу, он не может ими не воспользоваться. Да, это уже другая популяция детей и они по-другому организуют свое жизненное пространство осознанно, умно, сложно, красиво. Начинают читать серьезные книги и писать сложные работы, при этом оставаясь детьми.

— Будущие лидеры учатся управлять людьми?

Надежда Андреева:
— Мы не считаем, что именно на лидерстве нужно расставлять акценты. Все дети работают в группах, в каждой — пять-семь учащихся плюс координатор. Задача взрослого — не сообщить готовое знание, а направить усилия на создание дискуссии, опираясь на детские позиции, жизненный опыт, знания, интуицию. У ребенка в группе могут быть разные роли. Сегодня он выступает в качестве эксперта, а завтра — критика. Или он генератор идей. Задача координатора — грамотно собрать все детские мысли, полумысли, догадки.

Поскольку детям приходится и придумывать, и критиковать, и оформлять групповой проект, у них возникают те компетенции, с которыми нетрудно лидировать или управлять любым коллективом. Мы не стремимся научить простым техникам управления, потому что через десять лет они устареют. Для нас инновационность заключается в способности человека работать в ситуации неопределенности.

— Например?

Сергей Анцифиров:
— На одной из последних сессий детям было предложено придумать такой вид обучения, в котором отсутствует оценочная система. При этом не должен быть некий «праздник непослушания». С чего возникла идея? Недавно состоялся Всемирный конгресс аудиторов, на котором шел разговор и о создании новой системы нечисленных методов контроля. Экономисты давно пришли к выводу, что можно с помощью чисел контролировать и анализировать прошлое, но не управлять будущим. Мы нашим детям тоже предложили разработать систему оценки знаний без использования численных отметок.

— И к какому решению они пришли?

Сергей Анцифиров:
— Была предложена система поэтапного обучения. Поясню на примере решения математических задач. Если ребенок их решает, причем безо всяких погрешностей, он проходит на определенный уровень. Если не решает — остается на своем уровне и занимается темой, пока не освоит. А какой смысл переходить к следующей? Я вам привел только один пример детского «окаянства». На самом деле решений было много, причем решения групп принципиально отличались. Из детских наработок взрослые специалисты могут черпать для себя идеи и в дальнейшем их разрабатывать.

Геннадий Асиньяров:
— На «Интерре» мы познакомились с одним московским бизнесменом, который несколько лет занимается разработкой нового вида рекламы, основанной на доверии, а не на насилии над сознанием покупателя. Он предложил детям включиться в процесс разработки. Дети вместе со взрослыми разработали восемь моделей, вызывающих неподдельный интерес у специалистов рекламы.

— Для каких отраслей готовится новая элита?

Надежда Андреева:
— Думаю, что они будут работать в самых разных областях — экономике, политике, в образовании. Но они всегда будут управленцами по сути. С их способностями ума они смогут реализовывать именно управленческие идеи.

Но не надо их представлять в виде бездушных головастиков, отягощенных схемами и механизмами. Они умеют мечтать и смеяться, они счастливые люди по своему самоощущению. Если они даже не захотят по какой-то причине идти в руководители, в жизни будут делать всё с удовольствием и не так, как все. Даже морковку выращивать…

ДЕТСКИЕ МЫСЛИ

Полина ЗЕПСАН:
— Меня удивило, что маленькие планеты могут притягивать к себе предметы и живые существа так же, как и Земля. Ещё меня удивило то, что на Луне можно подпрыгивать до пяти метров в длину, потому что Луна не сильно притягивает к себе.

Роман ГИЛЬМИНТИНОВ:
— Школа должна не только дать тебе полный рюкзак тяжеленных знаний, но и научить ими пользоваться. Для чего нужна карта, если не знаешь, как найти север? Очень часто случается так, что голова, забитая правилами и исключениями, аксиомами и теоремами, не может в нужный момент оторваться от привычной картины мира, чтобы сделать что-то уникальное, новое. Они просто заключают мысль в строгие рамки. Но если попробовать сломать эти «стены», выпустить мысль на волю, можно найти в этом мире что-то совершенно новое. Знания — это прочный фундамент, надежная опора для мысли, но мы не должны превращать их в камень, не дающий взлететь. Каждая НООГЕНовская задача делает твои знания, полученные, скажем, в обычной школе, живыми и подвижными. И это интересно. Ради этого стоит вновь и вновь возвращаться сюда.

ФАКТ
На основе разработок школы «НООГЕН» было создано муниципальное автономное учреждение «Городской центр проектного творчества». На прошлой «Интерре» ГЦПТ произвел фурор в рамках межвузовской площадки «НООГЕН» — технология — ресурс инновационного развития города и региона.

СПРАВКА
В основе авторской школы «НООГЕН» («рожденный разумом») лежит понятие «антропоника», что в переводе с греческого означает практика образования, воспитания, «выращивания» людей. Образовательные практики «НООГЕН» прошли экспертизу на городских публичных слушаниях и признаны основой для создания программы подготовки инновационных кадров в городе. В 2008 году мэр Новосибирска Владимир Городецкий представил совету по научно-промышленной и инновационной политике модель комплексной целевой программы «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года». В рамках модели была продумана система подготовки инноваторов со школьной скамьи.