USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Как стабилизировать ситуацию на рынке труда

Отдел информационного обеспечения и общественных связей департамента, тел. 325-07-23.
Заместитель руководителя департамента труда и занятости населения Новосибирской области В.В. Юнусов
Заместитель руководителя департамента труда и занятости населения Новосибирской области В.В. Юнусов

2010 год был непростым для всех нас. Мы с достоинством вышли из многочисленных проверок надзорных органов: прокуратуры, Росфиннадзора, Счетной палаты. Серьезная проверка была проведена в мае Рострудом.

Трижды вносились корректировки в Программу дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда Новосибирской области в 2010 году.

Вместе с тем мы с вами внесли значительный вклад в стабилизацию ситуации на рынке труда области. В 2010 году:

1. Номинальная средняя заработная плата работников организаций области увеличилась на 9,3% и составила 18,1 тыс. рублей.

2. Среднесписочная численность работников предприятий, организаций области (включая субъекты малого предпринимательства) сохранилась на уровне 2009 года и составила 834 тыс. человек.

3. В 1,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось количество уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (с 15,1 тыс. человек до 12,5 тыс. человек).

4. В 2,4 раза сократилось количество работников, работающих неполное рабочее время, находящихся в вынужденных административных отпусках или в простое (с 19,5 тыс. чел. до 8,1 тыс. чел.).

5. Сократился уровень безработицы незанятого населения от численности экономически активного населения (с 2,1 — на начало 2010 года до 1,8% — на конец декабря).

Департамент труда и занятости населения и подведомственные ему центры занятости населения осуществляли свою деятельность в соответствии с переданными полномочиями в области содействия занятости населения.

В 2010 году Департаментом труда и занятости населения заключены соглашения с органами военного управления о содействии занятости военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и уволенных (увольняемых) досрочно с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, с Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области по содействию в трудоустройстве граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ, осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях.

Обеспечена реализация Плана мероприятий по содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования Новосибирской области в 2010 году, утвержденного губернатором области. В соответствии с Планом организованы ежемесячный мониторинг выпускников учреждений профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными, еженедельные «Часы приема выпускников» в центрах занятости населения для организации индивидуального консультирования выпускников и учащихся старших курсов учреждений профессионального образования по вопросам содействия их трудоустройству, проведение специализированных мероприятий по трудоустройству выпускников: ярмарки вакансий, дни карьеры, психологические тренинги, мастер-классы, профориентационные игры. Организовано первичное профессиональное консультирование, оценка профессиональной компетентности выпускников и студентов старших курсов учебных заведений.

В 2010 году вышла на новый уровень деятельность государственного автономного учреждения Новосибирской области «Центр развития профессиональной карьеры», прежде всего по содействию молодежи в формировании индивидуальной карьеры, по оказанию комплексной квалифицированной помощи по вопросам профориентации, психологической поддержки и социальной адаптации на рынке труда. Услуги центра получили около пяти тыс. молодых людей.

1. Сформированы специализированные банки вакансий для трудоустройства отдельных категорий граждан (для выпускников, несовершеннолетних граждан, банк вакансий с гибкими формами занятости и другие).

2. Обеспечена организация специализированных мероприятий по трудоустройству отдельных категорий граждан (специализированные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, гарантированные собеседования, аукционы специалистов, презентации организаций и другие).

3. Внедрены в работу 12 мобильных центров занятости населения (до 2010 года работал только 1 специально оборудованный автомобиль).

4. Обеспечена поддержка предпринимательских инициатив безработных граждан. Организуются обучающие семинары, мастер-классы по вопросам самозанятости и организации малого предпринимательства.

5. Обеспечено взаимодействие и контроль за выполнением центрами занятости населения государственных заданий посредством проведения еженедельного мониторинга предоставления центрами занятости населения государственных услуг, ежемесячного анализа информационных баз центров занятости населения на предмет качества, полноты и достоверности информации.

6. Обеспечено предоставление государственных услуг в сфере занятости населения в соответствии с переданными на уровень субъекта Российской Федерации полномочиями.

По итогам 2010 года все показатели государственных заданий выполнены в полном объеме.

В 2010 году в центры занятости населения области обратились и были зарегистрированы в целях поиска подходящей работы 109,6 тыс. человек. Из общей численности обратившихся каждый третий — сельский житель нашей области.

При содействии органов службы занятости нашли работу (доходное занятие) 80,3 тыс. чел. Уровень трудоустройства ищущих работу граждан по сравнению с 2009 годом увеличился на 0,4 п.п. и составил 56,8%. Максимальные показатели трудоустройства (больше 60%) обеспечили центры занятости населения города Новосибирска, Болотнинского и Чулымского районов. Уровень трудоустройства выше среднеобластного показателя обеспечили центры занятости населения городов Бердска, Искитима, Карасукского, Колыванского, Маслянинского, Ордынского, Черепановского районов. Трудоустройству граждан способствовала реализация мероприятий по организации их временной занятости, организованной на период поиска постоянной работы. Общая численность участников временного трудоустройства, общественных работ составила 26,2 тыс. человек (в прошлом году — 25,3 тыс. человек).

Численность трудоустроенных на постоянной основе по сравнению с 2009 годом увеличилась и составила 42,2 тыс. чел. (50% от общей численности трудоустроенных).

Обеспечение высоких показателей трудоустройства обусловлено увеличением количества заявленных нам вакансий и улучшением их качества. Об эффективной работе центров занятости свидетельствует тот факт, что по сравнению с 2009 годом в 1,1 раза увеличилось количество работодателей, обратившихся за содействием в подборе необходимых работников (с 8,0 до 8,8 тысячи). В результате информационной работы центров занятости населения на 3,7% сократилось количество работодателей, не взаимодействующих с государственной службой занятости населения и предпочитающих подбирать работников самостоятельно.

Коэффициент напряженности на зарегистрированном рынке труда Новосибирской области на конец 2010 года составил 1,2 (отношение численности незанятых граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения, к количеству заявленных вакантных рабочих мест). Для сравнения: на конец 2009 года данный показатель составлял 2,1.

Стабилизация ситуации на рынке труда Новосибирской области в 2010 году, увеличение числа вакантных рабочих, активизация мероприятий по трудоустройству граждан в 10-дневный срок с момента их обращения в службу занятости привели к уменьшению численности безработных граждан с 30,6 тыс. человек на начало года до 25,7 тыс. человек на конец 2010 года.

На 1 января 2011 года уровень регистрируемой безработицы в области составил 1,8% от численности экономически активного населения (1415,3 тыс. человек), от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте — 1,5%.

В связи с сокращением безработицы произошло сокращение и численности получателей социальных выплат.

Решения о назначении пособия по безработице приняты в отношении 58,7 тыс. безработных, стипендии — в отношении 7,2 тыс. безработных. Материальная помощь оказана 3,8 тыс. безработных.

Средний размер пособия по безработице за 2010 год составил 3 489,2 руб., стипендии — 2 667,8 рублей.

Социальные выплаты осуществлялись своевременно и в полном объеме.

Обеспечено предоставление государственной услуги получателям при их непосредственном обращении к специалистам центров занятости населения. В 2010 году услугу получили 258,4 тыс. граждан и 13,9 тыс. работодателей.

Показателем качества предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Новосибирской области является уровень удовлетворенности информированием. По итогам 2010 года все центры занятости населения обеспечили 100-процентный уровень удовлетворенности получателей государственной услуги (против плановых 82%).

В целях повышения эффективности, доступности информационных услуг, повышения уровня удовлетворенности получателей государственных услуг обеспечено использование разнообразных форм и способов информирования населения, в том числе:
— внедрение новых и обновление существующих разделов на сайте департамента;
— проведение пресс-конференций, размещение информации в СМИ, изготовление наружной рекламы (баннеры);
— организация работы консультационных пунктов для повышения уровня информированности работников, находящихся под угрозой увольнения, о своих трудовых правах, работодателей — о своих обязанностях. В консультационных пунктах специалистами центров занятости в 2010 году оказано 13,7 тыс. консультаций работодателям и 505,8 тыс. консультаций гражданам;
— организация работы «горячих линий», в рамках работы которых оказано 5,3 тыс. консультаций работодателям и 25,5 тыс. консультаций гражданам;
— организация выездов мобильных центров занятости, в том числе в отдаленные поселения области.

Кроме этого, была обеспечена разработка и изготовление справочно-информационных материалов. В отчетном периоде централизованным заказом департамента изготовлено 69 наименований справочно-информационных материалов тиражом 456 тысяч экземпляров. 53 наименования стендовых материалов и 118 — раздаточных изготовлено на полиграфическом уровне центром занятости населения г. Новосибирска.

В информационном обеспечении рынка труда Новосибирской области использовались 72 видеофильма о профессиях и методические материалы «Отношение к работе».

Среди участников оплачиваемых общественных работ большинство — безработные граждане (53,4%, 7088 чел.). Доля работников, находящихся под угрозой увольнения, в составе участников мероприятий составила 40,8% (5414 чел.), граждан, ищущих работу, не признанных безработными, — 5,8% (782 чел.).

Приказом департамента был утвержден перечень социально и экономически значимых видов оплачиваемых общественных работ. Это благоустройство и озеленение территорий, сельскохозяйственные работы, подсобные работы при эксплуатации водопроводных и канализационных коммуникаций, ремонт и содержание дорожного полотна, социальная помощь населению и ветеранам и другие виды работ.

В приоритетном порядке организация оплачиваемых общественных работ осуществлялась в сельских районах области, где нет возможности быстрого трудоустройства на постоянную работу и занятость имеет сезонный характер.

Средний период участия в оплачиваемых общественных работах составил 1,7 мес.

После завершения оплачиваемых общественных работ остались работать на постоянной основе 3708 чел. Уровень закрепляемости от общей численности завершивших указанные работы (без учета работников, находящихся под угрозой увольнения) составил 47,1%.

В мероприятиях по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, приняли участие:
— 10899 чел. (104,2% от планового показателя);
— 1255 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (102,9%);
— 264 безработных гражданина в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (105,6%).

Состав участников временного трудоустройства был представлен различными категориями граждан.

В рамках мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан преимущественно трудоустраивали подростков из социально незащищенных семей (малообеспеченных, многодетных, неполных и неблагополучных семей, семей, в которых оба родителя безработные или являются инвалидами, и т. д.), а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских домов и школ-интернатов).

Кроме этого, продолжена практика организации временного трудоустройства воспитанников Новосибирской воспитательной колонии. В 2010 году администрацией колонии совместно с центром занятости населения г.Новосибирска организовано временное трудоустройство 512 несовершеннолетних.

Особенностью организации временного трудоустройства безработных граждан является возможность их закрепления на рабочих местах. В 2010 году был обеспечен уровень закрепляемости после завершения временных работ:
— 49,2% от общей численности безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, завершивших временные работы (617 чел.);
— 55,3% — безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (146 чел.).

В 2010 году продолжена работа по поддержке предпринимательских инициатив незанятого населения.

В целях создания дополнительных возможностей занятости и повышения результативности работы по организации самозанятости безработных граждан проведено 159 обучающих семинаров, в том числе на основании договоров с учебными заведениями, в которых приняли участие 3,2 тыс. человек. Обучающие семинары прошли во всех центрах занятости населения.

В целях возрождения, пропаганды среди безработных граждан, прежде всего из числа сельских жителей, национальных художественных промыслов и ремесел, надомной занятости, семейного бизнеса были организованы мастер-классы по художественному вязанию, дизайну интерьера, плетению из лозы, «пэчворку» (лоскутному шитью). Проведен 51 мастер- класс в 27-ми центрах занятости населения, в них приняли участие 590 безработных граждан.

Как положительный опыт организации данного направления деятельности считаю нужным отметить опыт центра занятости города г. Новосибирска по проведению мастер-классов по бизнес-проектированию для безработных граждан, самостоятельно разработавших бизнес-планы, нуждающиеся в доработке, для безработных, имеющих в прошлом навыки предпринимательской деятельности и нуждающихся в помощи по подготовке бизнес-планов.

Каждый третий безработный гражданин, получивший государственную услугу по содействию самозанятости, организовал предпринимательскую деятельность (1375 чел.). По сравнению с 2009 годом численность безработных, выбравших данную форму занятости, увеличилась в 1,8 раза.

Основные виды организованной деятельности: производство сельскохозяйственной продукции (животноводство, птицеводство, пчеловодство, растениеводство, овощеводство); торгово-закупочная деятельность, в том числе оптовая и розничная торговля; предоставление услуг населению, в том числе автотранспортных, коммунальных, социальных и персональных услуг, бытовое обслуживание населения.

Финансовую помощь получили 1206 безработных граждан.

Финансовую поддержку из средств регионального и местных бюджетов на развитие предпринимательской деятельности получили 24 безработных гражданина.

Государственную услугу по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения получили 62,4 тыс. граждан; по психологической поддержке — 4,6 тыс. безработных.

Государственная услуга по социальной адаптации на рынке труда в ходе работы «Клубов ищущих работу» оказана более трем тыс. безработных граждан (3283 чел., 104,8% от доведенного показателя).

На профессиональное обучение конкурентоспособным на рынке труда профессиям направлено 7939 безработных. Необходимо отметить высокую эффективность профессионального обучения по направлениям органов службы занятости в 2010 году. Об этом свидетельствуют сохранение высокого — 99% — уровня трудоустройства после завершения обучения, уровня закрепляемости на рабочих местах, сокращение численности граждан, повторно признанных безработными после обучения (с 15 до 10 чел.).

По программе «Профессиональное обучение женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет» приступили к обучению 616 женщин.

В 2010 году центрами занятости населения проведены 1290 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе 1284 ярмарки — с использованием средств субвенции (111,1% от плана), включая 65 ярмарок учебных мест.

В мероприятиях приняли участие около трех тыс. работодателей, представивших 15 тыс. вакансий.

Посетили ярмарки 50,7 тыс. человек, из них 11,7 тыс. человек трудоустроились или получили приглашение работодателей на повторное собеседование по вопросу приема на работу.

Несомненно, повышению трудовой занятости населения, стабилизации ситуации на рынке труда способствовала реализация антикризисных мероприятий, предусмотренных Программой дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда Новосибирской области в 2010 году.

Особое внимание в деятельности центров занятости населения уделялось повышению конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения. В рамках Программы:
— на опережающее обучение направлены 1458 работников, находящихся под угрозой увольнения, 2 летчика;
— на общественные и временные работы трудоустроено 10333 человека (10205 — ОР, 128 — временная занятость), в том числе 5408 работников, находящихся под риском увольнения, 3592 безработных и 1301 ищущий работу.

К стажировкам в целях приобретения опыта работы приступили 773 выпускника учреждений профессионального образования (100,8% от показателя по программе), в том числе 437 человек, признанных в установленном порядке безработными. После завершения стажировок переведены на постоянную работу 414 чел.

В рамках мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов на специальные рабочие места трудоустроены 260 инвалидов.

Также в рамках Программы дополнительных мер осуществлялась помощь безработным гражданам, желающим организовать собственное дело. Получили субсидию 1246 безработных граждан. Без использования средств субсидии создано дополнительно 297 новых рабочих мест.

Резюмируя вышесказанное, считаю, что основная задача, которая стояла перед департаментом и центрами занятости населения в 2010 году, выполнена. В результате предпринятых мер по созданию условий для эффективной занятости населения мы обеспечили повышение уровня трудоустройства граждан, сокращение безработицы, привлечение высокооплачиваемых вакансий.

Необходимо отметить эффективную работу центров занятости по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, содействию предпринимательства.

ЦИФРА
80,3 тыс. человек в 2010 году нашли работу.
56,8 процента уровень трудоустройства ищущих работу горожан.