USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Суров закон, но это закон

Подготовил Вадим ГЛУХОВ.

При этом изменения не затронут наказания по тяжким преступлениям: против несовершеннолетних, жизни, свободы, чести и достоинства личности, здоровья населения, нравственности и, конечно, основ конституционного строя и безопасности государства.

Продолжается и реформа уголовно-исполнительной системы. Как сделать ее более цивилизованной, гуманной и эффективной, широко обсуждается специалистами. В частности, в конце прошлого года на расширенной коллегии Минюста, посвященной соблюдению прав человека в местах лишения свободы, глава ведомства Александр Коновалов отметил, что институт условно-досрочного освобождения нуждается в коренном изменении. Об этом сегодня много говорят и пишут. Например, в российской прессе все тверже звучат требования, чтобы оценки поведения осужденных были четкими и прозрачными, а вся система — подконтрольной, в том числе гражданскому обществу. Иначе есть риск, что коррупция просто переместится на другой уровень: арестанты просто-напросто будут платить за хорошие характеристики. Поэтому предлагается шире привлекать общественно-наблюдательные комиссии к рассмотрению вопросов условно-досрочного освобождения.

Планируется значительно изменить режим отбывания наказания несовершеннолетним преступникам. В воспитательном центре для лиц, совершивших преступления до 18 лет, осужденным могут разрешить жить вне зоны, носить гражданскую одежду и даже иметь при себе деньги. Не будет запрета на встречи с родными, каникулы дома в праздники и т. п. Но такие поблажки можно будет заслужить лишь примерным поведением в воспитательном центре для лиц, совершивших преступления в юном возрасте. В этой связи предполагается увеличить штаты социальных работников и психологов, улучшить условия содержания малолетних арестантов (они будут жить в кубриках на четыре человека). В воспитательных центрах создадут четыре режима: обычный, облегченный, льготный и строгий. Последний — для самых отъявленных и неисправимых. При разработке программы эксперты тюремного ведомства использовали и европейский опыт.

СПРАВКА
Сейчас в России действуют 62 воспитательные колонии, где отбывают наказание более четырех тысяч подростков. По большому счету такие зоны были созданы по образцу и подобию взрослых казенных домов.