Ожившая гармония
Среди ребят, увлеченно корпящих над своими работами, с удивлением обнаруживаю несколько девчонок.
Самое распространенное дерево для работы — осина. В 10—12 лет силы резать на березе не хватит, а если раз-два не получается, то и ходить туда, где нет успехов в деле, ребенок не захочет, легче уж двигать компьютерной мышкой.
Владимир Иванович занимается с детьми двадцатый год. Учитывая индивидуальность каждого, изо дня в день обучает ребят приемам мастерства, его своеобразию. Непременно предлагает поработать над полезными, нужными в быту предметами, такими, которые будут по достоинству оценены домашними. Показав тот или иной прием резьбы, обработки дерева, мастер ведет учеников к созданию законченного изделия. Используются все виды резьбы, да и изделия получаются разные: от простых разделочных досок с плоскорельефным геометрическим рисунком до резных панно, где чистота исполнения и гармония форм оживляют теплый природный материал — дерево.
Если в начале обучения образцами для ребят в качестве наглядного пособия служат различные репродукции или работы других, то на заключительном этапе учитель уводит учеников от слепого копирования, стремясь научить построению композиции с использованием собственных идей, что порождает живой интерес и стремление к самореализации в творчестве. Так работать сложней, чем по образцу, педагогу приходится из раза в раз все растолковывать и объяснять, но какое удовольствие получают оба, мастер и его ученик, по завершении работы над произведением личного полета фантазии ребенка.
— Из всей группы ребят по-настоящему талантливы, как правило, единицы, но кому из детей будут лишними способности видеть и чувствовать красоту, умение рисовать, владеть навыками ремесла?! — спрашивает Владимир Иванович и сам же отвечает. — Да никому! Кропотливая работа с живым материалом снимает у ребят напряженность и то, что все чаще в последнее время замечаю у детей — агрессивность.
Конечно, к концу срока обучения остаются в группах далеко не все, но зерно творчества у тех, кто проходит через занятия в кружке, остается на всю жизнь.
Работы учеников Владимира Ивановича блистают на выставках, в прошлом году две из них, представленные на областной конкурс, вернулись с заслуженными наградами. Но разве так важны только награды, главное — есть кому зажечь, увлечь и научить краснозерскую ребятню настоящему, живому делу.