USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Держи кибервора!

Подготовила Светлана ГАВРИЛОВА.

— Могут ли пострадать в результате их жители Новосибирской области, имеющие карт-счета?

Юрий Блам:
— Те, кто совершает злонамеренные перегрузки «публичных» серверов, на мой взгляд, люди с особой, возможно, больной психикой. Для них это своеобразная форма протеста против действий, которые им кажутся несправедливыми с их точки зрения.

Когда происходит кибератака (типа DDoS-атака), скажем, на определенную платежную систему, держатели карт, ни в чем не повинные люди, не могут снять деньги в банкомате, чтобы, к примеру, заплатить за кредит или рассчитаться в магазине. Им где-то приходится перезанимать средства. В целом экономический ущерб от последних кибератак можно оценить примерно в несколько десятков миллионов или даже миллиардов долларов.

Чтобы «не держать все яйца в одной корзине», я бы посоветовал иметь несколько пластиковых карточек, этим и обезопасить себя.

Владимир Клисторин:
— А я не слышал, чтобы внутри страны были массовые сбои в платежных системах из-за кибератак. Да, были проблемы у отдельных банков. Уверен, что история с кибератаками после истории с WikiLeaks не повлияет серьезно на безопасность платежных систем. На каждый кибервызов найдется защита.

— Возникает и другой вопрос. Новосибирская область переходит на электронный документооборот. Могут ли хакеры обрушить этот процесс?

Юрий Блам:
— Электронный документооборот — это мейнстрим. Альтернативы ему просто нет. Переход на электронное правительство означает не только резкое снижение государственных издержек. Представляете, какие трудности ждут тех, кто требует «откаты» в традиционной наличной форме? Ведь через электронную систему можно зафиксировать, какие суммы перечислились на те или иные счета.

Владимир Клисторин:
— Абсолютно проблему «откатов» решить невозможно. Даже при электронном документообороте какие-то справки готовят люди. Между прочим, меньший уровень коррупции зафиксирован в Швеции, Норвегии, Дании. Он был низким, когда еще и в помине не было персональных компьютеров, таким же остается и сейчас, в век научно-технического прогресса. Как ни странно, одна из причин низкой коррупционности в скандинавских странах — воспитание. В любом случае история с WikiLeaks не остановит переход на электронный документооборот.

Наша справка:
DDoS-атака — сокращение от Distributed Denial Of Service Attack. Схематически DDoS- атака выглядит примерно так: на выбранный в качестве жертвы сервер обрушивается огромное количество ложных запросов со множества компьютеров с разных концов света. В результате сервер тратит все свои ресурсы на обслуживание этих запросов и становится практически недоступным для обычных пользователей.