Ездить по-новому
Не перекладывать расходы
Напомним, что с 1 января 2011 года любители покататься по льготному тарифу должны будут серьезно пересмотреть свои привычные маршруты. Со следующего года пассажиры льготных категорий смогут пользоваться правом на льготный проезд в общественном транспорте лишь 30 раз в месяц. За остальные поездки гражданам придется рассчитываться по полному тарифу — наличными деньгами или приобретая единую транспортную карту на общих основаниях.
В месяц по Новосибирску активируется, пополняется и используется от 170 до 190 тысяч микропроцессорных социальных карт, и среднее количество ежемесячных поездок, приходящееся на одну карту (это 43 проезда), ненамного превышает назначенный лимит. Тем более, что такое «среднеарифметическое», как подчеркивает начальник управления пассажирских перевозок города Новосибирска Валерий Новоселов, зафиксировано по большей части лишь в пиковые месяцы года, такие как сентябрь-октябрь, когда люди вывозят урожай с садово-огородных участков, возвращаются из отпусков, собирают детей в учебные заведения. Самое большое число пользователей социальных проездных — порядка 40% от общего числа — ездят в наземном транспорте именно около 10 — 30 раз в месяц. Есть, конечно, и без преувеличения настоящие любители покататься, ездившие в 2010 году каждый месяц более 300 раз. К примеру, сполна пользуясь своим правом на льготный проезд, один житель Советского района Новосибирска ежедневно совершает поездки по социальному проездному в город и обратно без особой нужды — просто ради удовольствия. А многие пенсионеры, число поездок которых с нового года лимитируется, сегодня растерянно разводят руками: «А как же нам теперь продолжать свою курьерскую работу, если за проезд придется расплачиваться из собственных карманов?» Этих людей, пытающихся немногими доступными для граждан пожилого возраста средствами получить дополнительный доход, конечно, можно понять. Но собственные транспортные расходы любая компания, организация или предприятие должны брать на себя, а не перекладывать их через работающих у них пенсионеров на муниципальный, областной или государственный бюджеты.
Расширить возможности пассажиров
Первое пополнение микропроцессорных социальных карт по новым правилам проезда ведется именно в стационарных пунктах, а не в электронных терминалах, потому что для введения ограничения по количеству поездок нужно весь массив карт, имеющихся у населения, перепрограммировать. С января 2011 года продление срока действия карты будет осуществляться в стандартном режиме — во всех пунктах пополнения, включая терминалы квартоплат.
Стационарные пункты пополнения в городе Новосибирске — это 108 пунктов в ЖЭУ, в которых сразу можно не только пополнить проездные карты, но и оплатить коммунальные услуги, 54 пункта в отделениях «Почты России», 17 пунктов в офисах банка «Русь» и пять пунктов в отделениях Новосибирского муниципального банка.
Как сообщил Валерий Новоселов, на сегодня уже пополнили свои микропроцессорные социальные карты порядка десяти тысяч жителей Новосибирска, имеющих право на 30 льготных проездов, и порядка 5 тысяч горожан, имеющих право на безлимитный проезд в транспорте.
В Новосибирске 250 пассажиров-льготников пользуются бумажными социальными проездными билетами. К каждому из них будут прилагаться книжечки с 30-ю отрывными талонами на проезд в течение одного месяца. Заходя в транспорт, обладатель такого проездного должен будет предъявить сам бумажный проездной, свое удостоверение о праве льготного проезда и книжечку с 30-ю отрывными талонами. В наземном транспорте отрывной билет за каждую поездку будет забирать кондуктор или водитель, занимающийся обслуживанием пассажиров на остановках. Отрывные билеты, подчеркнул Валерий Новоселов, — это бланки строгой отчетности, по которым в том числе будет вестись учет совершенных льготниками поездок.
С февраля 2011 года планируется расширить возможности использования микропроцессорных социальных карт и предоставить гражданам возможность после использования 30-ти льготных поездок пополнять эти карты собственными средствами, чтобы пользоваться ими как едиными транспортными картами на общих основаниях. До этого времени льготники также могут пользоваться едиными транспортными картами, но пока их нужно приобретать отдельно.
Почти 250 тысяч льготников Новосибирской области будут пользоваться микропроцессорной пластиковой картой «Социальная карта» и единым социальным проездным билетом без ограничения количества поездок. Это граждане следующих категорий:
— участники Великой Отечественной войны;
— инвалиды войны;
— дети-сироты;
— дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях;
— дети из многодетных семей — учащиеся образовательных учреждений всех типов и один из родителей многодетной семьи (при количестве детей в семье 5 и более);
— инвалиды всех групп инвалидности;
— дети-инвалиды;
— один из родителей (опекунов, попечителей) ребенка-инвалида (детей-инвалидов);
— сопровождающий инвалида первой группы или ребенка-инвалида в поездке (не более одного сопровождающего на каждого инвалида).