Социальная направленность как приоритет
Напомним, что базовый тариф был установлен на областном уровне после выхода 122-ФЗ о монетизации льгот, а принимался данный тариф на региональном уровне для смягчения последствий монетизации для граждан. Тогда решение по установлению базового тарифа позволило нивелировать возможные потери граждан путем предоставления права проезда по социальному проездному билету. И это смягчение коснулось не только тех категорий граждан, которые имели право бесплатного или льготного проезда по федеральному закону, но и других. К примеру, пенсионеров по старости, которые по федеральному закону не имеют права на льготный проезд.
Если в черте города Новосибирска действует единый тариф, то оплата проезда в районах области, как уже говорилось, зависит от протяженности маршрутов. Из более чем 400 маршрутов Новосибирской области более 150 имеют протяженность свыше 50 километров, есть и маршруты, протяженность которых в один конец от районного центра превышает 100 километров. Стоимость проезда во всех районах в связи с этим была разной. Поэтому с учетом реальной протяженности маршрутов и платежеспособности сельского населения и был установлен базовый тариф. Отталкиваясь от него, на местах было рекомендовано применять понижение тарифов в зависимости от удаленности от райцентра. За счет этого зонального понижения стоимости проезда удалось выровнять тарифы пассажирских перевозок для всех граждан — не только для льготников.
С передачей полномочий по регулированию тарифов областному департаменту по тарифам социальная направленность тарифной политики в Новосибирской области сохранена.