Всё могло быть иначе?
Березовцы весьма эмоционально описали события того трагического дня, пытаясь разобраться, почему же все-таки дом сгорел дотла? Почему местным властям не удалось спасти их имущество? По их словам, глава муниципального образования А.А. Филиппович сначала попытался справиться с пожаром своими силами, вызвав водителя пожарной машины и тракториста, чтобы тот расчистил дорогу к месту пожара.
Однако их усилия оказались тщетны. Пришлось вызывать пожарную команду из района, которая прибыла в 1час 30 минут ночи, но было уже поздно.
Вот такая история. И виновника пострадавшие тоже для себя определили — чиновник местного уровня, который якобы плохо справляется со своими служебными обязанностями.
Казалось бы, ситуация, к сожалению, хоть и трагическая, но нередкая. Хорошо, что обошлось без человеческих жертв. Но остаться зимой без крыши над головой и всего скарба — действительно большая беда.
Мы решили провести собственное расследование, получить информацию от специалистов и руководителей, так или иначе причастных к ситуации в Берёзово. Вот что они нам рассказали.
Сергей Кукса, начальник Маслянинской пожарной части №64:
— Во-первых, хочу сказать, что всё могло быть иначе, знай люди, заметившие пожар, элементарные правила. Установлено, что начал тлеть диван в той половине дома, где никого не было в тот момент. Если бы догадались сломать дверь и вынести диван на улицу, то пожар можно было нейтрализовать на корню. Затем кто-то разбил окно и попытался закидать огонь снегом. Но случился доступ кислорода в помещение, и деревянный дом вспыхнул как спичка.
Глава муниципального образования действительно попытался тушить своими силами. Это абсолютно точно, и никакой замёрзшей воды в пожарной машине, в чем его обвиняют местные жители, там не было.
Вера Новосёлова, управляющая делами администрации Маслянинского района:
— По словам Александра Филипповича, после поступившего к нему звонка от кого-то из односельчан он оперативно выехал на место происшествия, попутно обзвонив всех, кто мог помочь, — тракториста, водителя местной пожарной машины, электрика. Убедившись, что своими силами справиться трудно, вызвали пожарную машину из Маслянино, которая в буран ехала 40 минут. Но спасти дом не удалось.
Сейчас нас больше заботит, как помочь погорельцам. Хозяйка одной из квартир — Яна Солодовникова — обратилась к нам на следующий день, и мы уже готовим обращение в областное министерство социального развития. Там предусмотрен ряд мер материальной помощи погорельцам. Естественно, и районная администрация не останется в стороне. Наш глава Вячеслав Ярманов искренне переживает, понимая сложившуюся ситуацию, но по опыту мы знаем, что решение таких проблем занимает какое-то время.
Всё сгорело дотла. Солодовникова успела только документы спасти, остальное пропало безвозвратно.
Александр Филиппович, глава Березовского муниципального образования:
— Когда мы подъехали, внутри дома уже сильно горело, и я сказал энергетику, чтобы он срочно отключал электричество. И в этот момент во всём доме начали лопаться стёкла — спасти его было почти невозможно.
Удивляет другое: когда подъехали, то сельчане просто стояли и смотрели, помогать никто не торопился. А когда стало ясно, что «шоу» заканчивается, просто разошлись по домам. Раньше в деревнях, когда бежали на пожары, у всех что-то с собой было — ведра, лопаты. Сейчас всё не так.
Но проблема даже не в этом, она гораздо глубже. Я больше чем уверен, что будем гореть и весной — много брошенных домов, бурьяна. А по статье «Борьба с чрезвычайными ситуациями» нашему сельсовету выделено на год 7 тысяч рублей. Просил 20 тысяч, но когда возникла необходимость поменять два колеса на пожарной машине, и я увидел цены, то понял, что и 50 тысяч рублей может быть мало. Я после института в 1978 году приехал в Берёзово, и этот автомобиль уже тогда был. Порой диву даешься, как он вообще до сих пор может ездить.
Не сомневаюсь, что прокуратура даст взвешенную оценку происшедшему, но, на мой взгляд, мы действовали правильно.
От редакции. Случается такое сплошь и рядом — в крупных городах и маленьких деревушках. Пока нет окончательного заключения, мы не вправе давать оценки и рассуждать, кто прав или виноват. Но, кажется, все факторы сошлись в эту ночь воедино — и безденежье, и безразличие людей, и элементарная неосведомленность о том, как действовать в критических ситуация. Авось крепко сидит в большинстве из нас, но на этот раз он не выручил.