Чёрные следы на снегу
В 2010 году по фактам хищений перевозимых грузов на Западно-Сибирской железной дороге уже возбуждено 38 уголовных дел (срок лишения свободы по которым может составить от 5 до 10 лет), у расхитителей изъято похищенных грузов на сумму более 800 тысяч рублей. И убытки от краж измеряются не только деньгами — это и нарушение безопасности перевозок. Что из этого следует, объяснять, полагаю, нет необходимости.
Размах краж поражает. Вот пример из уголовной хроники. В следственном управлении при УТ МВД России по СФО было проведено расследование уголовного дела, связанного с хищением металлолома из вагонов на подъездах к станции Барабинск. В ходе расследования выяснилось, что хищения совершены организованной преступной группой (ОПГ). Данной группой было совершено более 20 случаев хищений металла на сумму около 230 тысяч рублей. Инициатором хищений выступил ранее судимый 24-летний местный житель. Сброшенный металл вывозили и сдавали на пункты по приёму металла.
В обвинительном заключении отмечалось, что ОПГ отличалась сплоченностью, детальным планированием совершения преступлений, четким распределением ролей между участниками воровства. За раз полуночные визитеры могли облегчить вагон на 2,5 тонны.
Одна из главных причин хищения — равнодушие людей, которые становятся свидетелями происходящего воровства с подвижного состава, но при этом ничего не предпринимают. У людей нет понимания того, что каждый килограмм украденного с железной дороги угля — это, по сути, воровство из их собственного кармана, поскольку магистраль несет убытки, что сказывается на премиях всех ее работников. Почему люди потворствуют ворам? Они связаны с ними родственными узами, приятельскими отношениями? И все же рвать порочный круг придется.
Обеспокоенные ситуацией, работники филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге выступили с обращением к труженикам магистрали и жителям региона. В нем приведены новые случаи хищений: на станции Жеребцово за сброс и хищение 200 килограммов угля с подвижного состава задержаны четверо неработающих местных жителей. На станции Шишино за сброс и хищение более двух тонн лома черного металла с подвижного состава задержаны четверо местных неработающих жителей. На перегоне Москаленки — Исилькуль за сброс и хищение около 1 тонны угля с подвижного состава задержаны два неработающих жителя о.п. Озеро Камысловское. На станции Мереть за хищение 300 килограммов угля с подвижного состава задержаны два неработающих местных жителя…
Специалисты комментируют: совершая подобные кражи, расхитители не задумываются, что сброшенный из вагонов или платформ груз может стать причиной аварийной ситуации, угрожать безопасности движения поездов. Страшно представить сошедший с рельс груженый состав…
Что делается, чтобы конкретно противостоять валу краж? Для обеспечения сохранности перевозимых грузов задействованы силы ведомственной охраны и транспортной милиции. С начала 2010 года организовано более 12 тысяч засад и пикетов. На криминогенные участки направляются дополнительные силы. Совместные специализированные группы ведомственной охраны и транспортной милиции осуществляют круглосуточное патрулирование и скрытое наблюдение за участками в местах возможного проникновения правонарушителей.
«Однако усилия, предпринимаемые только ведомственной охраной и транспортной милицией, по профилактике и пресечению хищений, — говорится в обращении трудового коллектива железнодорожников, — не смогут полностью решить вопрос обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. Как показал опыт прошлых лет, только при гражданском содействии эта работа будет эффективной».
Да, решить проблему хищения угля только наказательными мерами нереально. Надо, чтобы работники железнодорожного транспорта, жители населенных пунктов, мимо которых проходят «угольные» маршруты, ради общей безопасности приняли участие в предупреждении хищений.
Нам предлагается своевременно информировать ближайшие подразделения ведомственной охраны и органы внутренних дел на транспорте о любых попытках хищений перевозимых грузов и имущества дороги, фактах вмешательства посторонних лиц в работу железнодорожного транспорта. Публикуем список телефонов.
в г. Новосибирске:
— оперативный дежурный ведомственной охраны (229)-47-80, (229)-57-57, (229)-34-50;
— дежурная часть транспортной милиции (229)-34-15;
в г. Омске:
— оперативный дежурный ведомственной охраны (44)-26-91, (44)-54-14;
— дежурная часть транспортной милиции (44)-34-43;
в г. Барнауле:
— оперативный дежурный ведомственной охраны (29)-34-59, (29)-31-69;
— дежурная часть транспортной милиции (29)-21-50, (29)-31-85;
в г. Кемерово:
— оперативный дежурный ведомственной охраны (32)-20-44, (32)-20-43;
— дежурная часть транспортной милиции (32)-21-60, (32)-21-59;
либо по телефону 02.