USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Говорит, показывает и пишет Санкт-Петербург

Юлия БЫКОВА.Фото автора.
Марианна Максимовская преобразовала опыт в лекцию.
Марианна Максимовская преобразовала опыт в лекцию.

У многих уже не вызывает вопросов взаимосвязь, казалось бы, несовместимого — художественной гимнастики и СМИ. По крайней мере, несовместимого напрямую. Сделав первые шаги в новом направлении на пути к успеху, неоднократная чемпионка мира, депутат Государственной думы, а теперь и тележурналист Алина Кабаева вдохновилась идеей развивать и совершенствовать отечественную медиа-сферу. Её авторская телепередача так и называется — «Шаги к успеху». Впрочем, речь в ней идёт об успехах знаменитостей, достигших профессиональных высот в самых разных областях. Сегодня Алине интересны первые успехи молодых людей, ставших отныне её коллегами по цеху.

Как журналисту, попавшему под не строгий, но справедливый ряд критериев конкурсного отбора, мне удалось присоединиться к иногородним коллегам, попавшим на школу. Которым, как и мне, ещё не исполнилось тридцати — пожалуй, основное условие обучения, состоявшего из двух частей. Занятия проходили в Москве и Санкт-Петербурге с полугодовым интервалом. О первой, московской, части читателям «Советской Сибири» мы уже рассказывали. Напомню, в её рамках прошли встречи с известными экспертами — журналистами, телекритиками и другими специалистами, имеющими отношение к средствам массовой информации.

Что такое мода на телесюжеты и как расположить к себе интервьюируемого? Как и в прошлый раз, такого рода вопросы предстояло прояснить тем, кто видит своё будущее в работе со словом.

Не все выступления экспертов оказались равнозначными. Были и пространные рассуждения о культуре и её отсутствии на телевидении и за его пределами, ставшие привычными как для «производителей», так и для потребителей массовой информации. Кстати, если выразиться корректнее, речь даже не о массовой информации, а о массовой коммуникации. На эту неточность также указали эксперты, подчеркнув, что единственным источником массовой информации на сегодняшний день является всё-таки Всемирная сеть, и даже газеты уже не попадают под звучную формулировку.

А уж насколько для журналиста важна точность формулировок, и говорить не надо. Если только не говорить об этом с доктором филологических наук. Разговор с филологом, профессором МГУ Игорем Милославским прошёл стремительнее, чем хотелось бы многим участникам занятия. Каждый для себя хотел как можно точнее уяснить, как это — употребить «именно то» слово? И, несмотря на то, что у каждого за плечами не один год словотворческого труда, ребята признают: «оперативному» тексту, написанному на скорую руку, порой не хватает объективной филологической оценки, а то и беспощадного скальпеля знатока русской речи. И не всегда эту роль могут взять на себя корректор и редактор, которые тоже время от времени ощущают потребность в лингвистической консультации.

Какой должна быть речь грамотного человека? Не допускать грамматических и орфоэпических ошибок современному грамотею недостаточно, уверен Игорь Григорьевич. Необходимое условие грамотной речи — знать точный смысл каждого слова. Что в этом, казалось бы, сложного? Тем не менее сегодня каждый может привести примеры сомнительного словоупотребления на страницах газет или в прямом эфире. К тому же случаи, когда не то слово становится причиной более серьёзных последствий, чем недостаточная выразительность речи, уже давно далеко не беспрецедентны.

Настоящим событием для молодых журналистов стала долгожданная встреча с телеведущей Марианной Максимовской. Звезда отечественно телевидения призналась, что следит и за молодёжной культурой. А некоторые её представители, по её словам, умеют «почувствовать и передать момент времени в концентрированном виде» и делают это не хуже «четвёртой власти». Так, Максимовская отметила скандального рэп-исполнителя Noize МС. Что, в общем-то, неудивительно для телеведущей, известной смелыми интервью и бескомпромиссными сюжетами.

Впрочем, разговоры шли вовсе не о том, что ничто человеческое телезвёздам не чуждо. Перед молодой гвардией телеведущая предстала в качестве преподавателя, продемонстрировав, что нахождение за кафедрой — это почти что на экране, а на экране — это почти что перед студентами. Тем не менее доверия Максимовской-преподавателю было почему-то чуточку больше. И дело, наверное, не во времени и месте, а также не в отсутствии разделяющего препятствия в виде экрана. Просто это был разговор «за кадром». А, как справедливо отметили участники семинара, за кадром и начинается настоящая работа.

Разговоры разговорами, а в журналистском деле главное — увидеть. Не учесть этого организаторы не могли. Поэтому на второй день ребят вывезли из душных залов в оживлённый мир радио и телевидения. Экскурсия на питерский «Пятый» телеканал не оставила равнодушным никого, хотя «телевизионщиков» в рядах юных журналистов было достаточно. И правда, не каждое региональное телевидение вот такое: большая полутёмная студия — именно та, где в прямом эфире разыгрываются популярные сейчас словесные телебаталии, аналоги известной передачи «К барьеру», огромные экраны с видеоинфографикой и жестковатая атмосфера подготовки к эфиру, когда готовность номер один не гарантируется до самых позывных выпуска новостей. От масштабности обстановки даже дух захватывает, и хочется хотя бы ненадолго стать частью этого мира. Организаторы, кстати, учли и этот момент. Импровизированная телепередача стала для молодых региональных журналистов хорошей возможностью попробовать себя если не в новом качестве, то, по крайней мере, в непривычных условиях.

После телевизионной суеты размеренность Дома радио словно переносит в другой мир. Высокие потолки, дореволюционные фрески на стенах как свидетельство монархического прошлого, величественные голоса дикторов, доносимые грампластинками из далёких и ужасающих блокадных дней... Да, слово «диктор» — это уже архаизм! А ведь здесь, где, кажется, даже пылинки не знают, что такое хаос, делаются и информационные передачи. Как вообще сюда может попасть суета? Но эти стены ведают не только красоту непоколебимого порядка. Во время блокады Ленинграда самоотверженные дикторы передавали последние новости. Последние — во всех смыслах этого категоричного слова. Умирали прямо у микрофона.
Тем, кто выжил, страшное время запомнилось не только голодом, но и холодом. Спасались, впрочем, самыми разными способами. Пока не появилась баня. Да-да, в самом здании Дома радио. Вот архивная запись:

«Невероятно, непостижимо, но это было так, так, потому что в самую суровую годину войны, когда в стенах Дома радио царили холод, голод и мрак, в радио вдруг заработала баня, да самая настоящая, да ещё с тёплой водой. Мы и сегодня, спустя 36 лет, со словами огромной благодарности обращаемся к нашему замечательному ветерану Николаю Ивановичу Серову, сотворившему это чудо. Он нашёл простое и очень остроумное решение подключить душ к обводному коллектору третьей ГЭС. Так была успешно реализована замечательная идея Виктора Антоновича Сидоренко и в блокадном радио стала действовать регулярная баня. Ленинградское радио, 9 мая 1977 г.»

Здесь же, в коридорах, осталась и тягостная атмосфера военного госпиталя, некогда разместившегося в нынешней обители искусства. Это не преувеличение — именно так можно назвать Дом радио в наши дни. Заслуженные артисты России, актёры и исполнители классической музыки сегодня частые гости в Доме радио Санкт-Петербурга. Здесь записываются аудиоспектакли и концерты симфонического оркестра. Дом радио — это ещё и своеобразный музей. След блокадных дней здесь хранит каждая стена, на которых в обилии развешаны портреты дикторов того времени.

Расположенные в большом количестве ковры и звукоизоляционные щиты заставляют то и дело задерживать дыхание — то ли от осторожности, то ли от трепета перед необычным. Обстановка, в общем, довольно архаичная. Но, между прочим, большинство ведущих самого старого питерского радио — молодёжь.

Студенты, они же журналисты, хоть и молоды, но в своём деле не новички. Этим и объясняется оживлённое общение во время перерывов и вечером, после занятий, — как говорится, есть что обсудить. К слову, учебная программа очень насыщена — занятия шли с десяти утра до девяти вечера местного времени. Но такая нагрузка, по общему мнению участников проекта, вполне оправдана.

Есть все основания предполагать, что детище Алины Кабаевой будет развиваться и получит широкую известность. «Изжитых» моментов ещё нет, отдельные «необкатанные» несовершенства учебной программы воспринимаются как признак естественной свежести нововведения, не успевшего испортиться приобретённым автоматизмом. Да и проектов, направленных на формирование профессиональной среды, у нас пока не так много, а учимся мы всё-таки во многом друг у друга. Сама Кабаева призналась молодым журналистам: «Я учусь вместе с вами». Вот только у Алины перед нами заметное преимущество: в художественную гимнастику нам уже поздно.