USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Судьба одна на всех

Антон СУРНИН. Фото автора.
Глава династии Иван Тимофеевич Палкин, его сын Сергей Иванович и внук Андрей.
Глава династии Иван Тимофеевич Палкин, его сын Сергей Иванович и внук Андрей.

Глава династии Иван Тимофеевич Палкин родился 7 июня 1926 года в крестьянской семье в небольшой мордовской деревушке Дракино. Здесь рос и учился, но школу закончить не успел — началась война. Ивану тогда только исполнилось 15 лет. Ивана вместе со сверстниками отправили поездом в Ленинград, где он принимал участие в подготовке обороны северной столицы. Заготавливали торф для города, строили оборонительные сооружения — рвы, траншеи, противотанковые ежи. В ноябре 1943-го он отправился служить в 548-й запасной артиллерийский полк, дислоцированный в Приморском крае. С августа по сентябрь 1945 года Иван Тимофеевич принимал участие в войне с Японией.

Живыми не сдаваться
Во время одного из многочисленных переходов по территории Китая молодой боец попал в настоящую переделку. Началось все, казалось бы, с мелочи — сломалась гусеница на тягаче, который вел Иван. Машина, тащившая 152-миллиметровое орудие, встала. А колонна артиллерийского полка двигалась дальше. Комбат отдал приказ: командиру взвода Борису Третьякову и водителю тягача Ивану Палкину оставаться и караулить орудие до прибытия помощи. И вот два русских солдата остались одни на чужой земле. Эти двое с лишним суток тянулись, казалось, вечность. Но делать нечего — приказ есть приказ. Первое, что сделали, — подкоп под тягачом, там и укрылись. Из оружия только пистолет и автомат ППШ. Решили по возможности сидеть тихо, не давая о себе знать, но если что — живыми не сдаваться. Днем, когда вокруг никого не было, выходили из своего укрытия, ночью прятались, спали по очереди, питались трофейными японскими галетами. Пару раз враги подходили вплотную, залезали на тягач и заглядывали под днище. На вторую ночь нервы не выдержали: когда японцы окружили машину, дали по ним автоматную очередь. И вот чудо — враг отступил, оставив несколько убитых и раненых, а наши бойцы остались невредимы. На следующий день подоспели наши, тягач починили, и они сумели догнать колонну. В одном из боев возле озера Хасан, где красноармейцы попали под шквальный огонь, Иван был ранен в ногу и отправлен в госпиталь под Владивостоком. В строй вернулся через два месяца. Иван Палкин прослужил на Дальнем Востоке до 1950 года. Был награжден медалями «За боевые заслуги», «30 лет Советской армии и флота», «За победу над Японией», «За безупречную службу».

После демобилизации Иван Тимофеевич вместе со своим армейским товарищем Борисом Третьяковым отправился в Новосибирск, да так здесь и остался. Работал водителем на Томской железной дороге, затем — в управлении КГБ на Томской железной дороге. Весной 1955-го поступил на службу в милицию. Здесь, в Новосибирске, встретил свою избранницу — Любовь Демьяновну. Здесь же и началась милицейская династия. Навыки водителя и механика определили его судьбу — все эти годы он проработал милиционером-водителем: сначала в дежурной части ЛОВД на станции Новосибирск-Главный, позже — в Западно-Сибирском УВДТ, а последние годы службы — в приемнике-распределителе УВД Новосибирского облисполкома. И так до 1981 года.

Прижал грабителя бампером
Несмотря на довольно мирную милицейскую профессию, приходилось задерживать и матерых преступников. Как-то раз Ивана вызвали для транспортировки задержанного. Подъезжая, он заметил двух сотрудников, держащих за руки преступника, который при виде милицейского «газика» внезапно вырвался и побежал, причем очень быстро. Не мешкая ни минуты, Иван вдавил педаль газа и рванул за беглецом, загнал его в тупик и буквально прижал бампером к стенке. А тут и «конвоиры» подоспели. Стоит ли говорить, как они были благодарны Ивану: шутка ли — побег подозреваемого! Настоящее ЧП. Беглец, кстати, оказался опасным преступником, совершившим дерзкий грабеж.

По стопам отца пошел и младший сын Сергей, еще до армии устроившийся на работу в автотранспортное хозяйство при областном УВД автослесарем. Сюда его привел отец. С этого дня у Сергея началась взрослая жизнь. В автотранспортном хозяйстве он пробыл недолго — призвали в армию. Ну а поскольку призывник уже уверенно чувствовал себя за рулем и неплохо разбирался в автотехнике, то и в армии новобранцу суждено было сесть за баранку. Поднабравшись знаний и опыта в ДОСААФ, Сергей отправился для прохождения службы в Прибалтику, где получил ответственный пост водителя боевой машины десанта (БМД).

После службы в армии Сергей Иванович, как и его отец, устроился на работу в милицию водителем. И пошло-поехало. Все эти годы он был водителем у руководителей областного главка. Должность, требующая не только большой ответственности — ведь начальник не может опаздывать, — но и предельной дисциплинированности на дороге. И то, и другое у Сергея Ивановича есть.

Пули — как дождь…
Была в жизни Сергея Ивановича и война — так же, как и у отца. В конце 1990-х он отправился в командировку на Северный Кавказ, где ситуация складывалась крайне сложная. И вновь ответственный пост — водитель следственно-оперативной группы МВД России. За полтора месяца прапорщик милиции из Новосибирска побывал во Владикавказе, Назрани, Беслане, Моздоке. За руль БМП Сергей Иванович сел впервые, но с управлением никаких проблем не возникло, ведь в армии он водил БМД, а это почти такая же машина, только на гусеницах. Стоит ли говорить, насколько высокой была степень ответственности — ведь водитель боевой машины в ответе не только за технику, но и за всех пассажиров. К счастью, обошлось без серьезных происшествий, без мин и фугасов. Хотя обстрелы были постоянно. «К дроби летящих со всех сторон пуль даже успел привыкнуть, — вспоминает Сергей Иванович, — они стучали по обшивке чаще, чем дождь».

Выезжали, естественно, на места преступлений, циничных и кровавых — разбои, убийства, теракты, нападения на блокпосты. За время командировки довелось повидать немало — и взорванные машины, и разрушенные дома, и невинных жертв этой жестокой войны. Многое из увиденного тогда до сих пор стоит перед глазами.

И традиция продлится
Сын Сергея Ивановича тоже выбрал профессию милиционера. «Сидели как-то раз за ужином, — вспоминает Сергей Иванович, — и зашел разговор за жизнь: сын подрастает, надо как-то определяться с будущим. Ну, мы с женой, не сговариваясь, и «отправили» Андрея в школу милиции. Оказалось, что он и сам уже думал об этом». Сказано — сделано. Сдав вступительные экзамены, летом 2003 года Андрей был зачислен курсантом в Новосибирскую среднюю специальную школу милиции.

«Поначалу пришлось, конечно, нелегко, — признается Андрей. Строгая дисциплина, новые науки, требования. Даже немного растерялся. Но к концу курса уже, что называется, влился в процесс и понял, что милиция — это мое». В школе милиции Андрей не только получил новые знания, но и нашел много друзей, со многими из которых общается и по сей день. И не удивительно: ведь на курсе училось около 100 человек, которые плечом к плечу стояли в одном строю не один год, вместе делили все тяготы и лишения. Учиться было интересно — каждый день приносил что-то новое. Бывало приходилось нелегко, бывало все ладилось, как у настоящего профессионала.

А однажды, будучи еще курсантом, Андрей задержал настоящего, первого в своей жизни преступника. Как-то раз, отбыв очередное увольнение, он с товарищем возвращался в казарму. Путь от станции метро до школы милиции лежал через дворы. Здесь-то будущие милиционеры и стали свидетелями уличного грабежа. Молодой человек, «тормознув» подростка, отобрал у него меховую шапку. Увидев курсантов в форме, он попытался сбежать, однако ребята догнали и задержали его, после чего проводили обоих — грабителя и потерпевшего — в ближайший участок.

Отучившись, молодой лейтенант был принят в службу участковых уполномоченных милиции РУВД Октябрьского района Новосибирска. Андрею достался участок по улице Панфиловцев, значительную часть которого занимал частный сектор. Безусловно, профессия участкового — очень нужная, не зря именно к нему идут за помощью в любых житейских ситуациях. Однако Андрею хотелось другого — серьезных задержаний, адреналина, романтики…

И поэтому через полтора года службы на участке Андрей стал, как и хотел, настоящим оперативником. Причем оперативником управления по борьбе с организованной преступностью областного ГУВД. Спецоперации, засады, цыганские особняки и наркобароны — Андрей сразу понял, что попал именно в то подразделение, о котором мечтал еще в годы учебы. Отдел милиции по выявлению и профилактике незаконного оборота наркотиков по праву считался одним из самых боевых в структуре УБОП.

Первое время пришлось, конечно, учиться у опытных сотрудников. Но молодой опер схватывал все на лету. При получении оперативной информации о крупной сделке по переброске наркотиков приходилось иной раз не одни сутки сидеть в засаде, ждать, пока преступники решатся «выйти на сцену». Работали в основном по героину, отрабатывая межрегиональные и международные каналы поставки смертоносного зелья. Изымали также марихуану, гашиш, опий, реже — «синтетику». Дело приходилось иметь в основном с этническими преступными группировками, четко организованными и многочисленными. И здесь требовались высочайшее профессиональное мастерство, хорошая агентура и еще, конечно же, смелость и терпение. Подразделение показывало хорошие результаты, да и сам Андрей быстро овладел профессиональными навыками. Вскоре его утвердили старшим группы.

В конце прошлого года он стал сотрудником оперативно-розыскной части №2 УВД по г. Новосибирску. Сейчас он специализируется на раскрытии краж. Его «клиенты» — домушники и щипачи. Параллельно учится в Сибирской академии государственной службы — получает высшее юридическое образование.

Пока Андрей живет вместе с родителями — Сергеем Ивановичем и Ольгой Васильевной. На Ольге Васильевне держится все домашнее хозяйство, ведь отец и сын почти всегда на работе. К тому же подрастает внук, который пока не ходит в садик и требует к себе много внимания. «Будущий милиционер растет», — смеются Палкины.

Один из немногих дней, когда все собираются вместе у себя дома, на кухне, — это профессиональный праздник, День российской милиции. Дни этих редких встреч, пожалуй, самые счастливые. В остальные дни — работа, работа, работа. Тем, кто носит на плечах погоны, нельзя расслабляться. Неважно, кто ты — милиционер-водитель или оперуполномоченный уголовного розыска. Вполне возможно, что пройдет какое-то время — и отряд новосибирских милиционеров пополнится еще не одним молодым человеком с такой простой и звучной русской фамилией — Палкин.