USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Память сердца

Зинаида Сергеевна КОЛУПАЕВА. г. Новосибирск.

Село мое родное — Благодатное, что в Карасукском районе. Название-то какое! И озеро Благодатное. Оно было для нас, детей, как Черное море — не окинуть взглядом. А сколько рыбы было в нем! И это спасало людей.

Здесь прошло наше с братом детство. Помню, был сад фруктовый, и в нем росло то, что растет в Сибири. Интересно, сохранился он или нет?

Начало войны не помню, а вот конец войны, последующие годы помню явно: жаркое лето, дождей нет, трава пожухла — засуха, есть нечего. Спасал суп из крапивы, лебеда, пучки, рогоза.

Мы ничего с братом не просили у мамы, понимали, что просить нечего. Брат еще умудрялся ловить капканами зверьков, выделывать шкурки и сдавать заготовителям.

Дорогие наши матери, хочется им низко поклониться, великое им спасибо за их мужество, терпение, верность и вечная память тем, которых с нами уже нет.

Моя дорогая мамочка — Кузнецова Мария Григорьевна, сколько ей досталось! Кроме нас с братом мои родители поднимали еще троих детей — брата и двух сестер отца.

Рано уходили матери на колхозные работы, мы еще спали. Мы с нетерпением ждали и, когда вдалеке видели возвращавшихся женщин, бежали им навстречу. Мы жалели и очень любили своих матерей. Рано стали понимать, как трудно всем.

Мама раскрывала свои объятия, гладила по голове то одного, то другого. И мы были счастливы.

Что было тогда в сердце мамы? Часто укладывала спать голодных детей. А когда укладывала, то пела такую песню:

«Я на розовой подушечке реву-реву-реву,
Моя розова подушечка не скажет никому...»

Это была колыбельная. Разве такое забудешь?!

Помню, мама стряпала котлеты из лебеды с примесью кожуры от картошки (если она была). Только посадит их на грубку, они еле задымятся, а мы их берем и едим.

С высоты своего возраста смотрю, какие замечательные были у меня родители. Мама — тихая, простая, мудрая, никогда не повышала голоса.

Сейчас думаю, как бы мама поступила, что бы она мне сказала, а может, просто произнесла бы золотые слова: «Не живи, как хочется, живи, как можется». Эти слова живут во мне. Я говорю их детям, внукам, близким. Слава Богу, выжили все.

Война сказалась и на выборе профессии. Брат стал военным человеком, закончил академию. Я закончила педагогический институт и посвятила свою жизнь школе. Наши с братом дети получили высшее образование. Сыновья стали военными людьми, моя дочь много лет руководит отделом загса, имеет поощрения и награды.

Подросли внуки, кто-то уже трудится, кто-то учится в школе, институте. Сердце радуется, глядя на них. Не зря жизнь прожили! Наблюдаю за ними. Молюсь о них, чтоб никто не сбился с пути. Посмотришь по телевизору программу Малахова: мать с дочерью готовы вцепиться друг в друга, свекровь проклинает свою сноху. Это что за дела?! Куда уж хуже. Хочется и теще, и свекрови пожелать не просто терпения, а долготерпения, мудрости в отношении с молодыми.

Давно нет войны. И многих уже нет. Давно нет отца, дяди, тети Нины, нет брата Александра. Нет мамы. А память жива. Память сердца.

И пусть летят года
метелью белой.
Мама, я тебя
за все благодарю:
За все годы,
прожитые с нами,
За любовь
и доброту твою.


В заключение хотелось бы сказать молодежи: чтите матерей, вспомните о дне рождения мамы, скажите ей слова благодарности и любви! Поклонитесь ей, она мать! И судьба ответит вам добром и благословением!