USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Время отдавать долги

Владимир ЧЕРНЫХ. Кинодраматург.
Александр Кошурников.
Александр Кошурников.

Жарким и горьким летом 1942 года, когда бронированные армады врага, прорвав фронт, рвались к берегам Волги и горам Кавказа, когда в пылающем небе ещё только всходила звезда непобедимого сибирского аса Покрышкина, когда наш город день и ночь ковал в своих цехах оружие для будущих побед, из него в неведомую саянскую тайгу отправилась экспедиция изыскателей во главе с талантливым инженером, бывалым первопроходцем Александром Кошурниковым. Задачей экспедиции было разведать и наметить трассу головного участка будущей, стратегически важной железной дороги к Тихому океану. Работать предстояло в труднейших условиях горной тайги, в местах безлюдных, первозданных, без какой-либо связи и помощи извне, в расчете лишь на собственные силы.

Экспедиция ушла в дальний, опасный путь, и зелёное море поглотило её навсегда. Она пропала, сгинула, исчезла бесследно, как исчезают в тылу врага отчаянные фронтовые разведгруппы. Назад не вернулся никто. Только впоследствии выяснилось, что люди самоотверженно выполнили свою задачу, но чрезвычайная сложность маршрута, неожиданно ранняя зима и трудности военной поры не позволили изыскателям вовремя вырваться из смертельных объятий тайги.

Экспедицию сочли без вести пропавшей. Долгое время о ней не было известно вообще ничего. Тайга хранила свою мрачную тайну. Лишь спустя много лет охотник, промышлявший в отдалённых, труднодоступных урочищах Саян, наткнулся на останки человека, лежавшего наполовину в лесном ручье. При погибшем был планшет, а в нём — карты, материалы полевых изысканий и чудом сохранившийся дневник Александра Кошурникова. Он-то и рассказал о разыгравшейся здесь в военное лихолетье драме.

О труде и гибели кошурниковцев, строительстве разведанного ими участка второй Транссибирской магистрали был создан потом документальный фильм «Глухой, неведомой тайгою…» Помню, с каким волнением, душевным трепетом я работал над ним, как потрясали меня тогда и до сих пор жгут моё сердце последние, страшные своей беспощадной правдой строки найденного в тайге дневника.

Вот они, эти строки слово в слово:

«Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Плот задёрнуло под лёд, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выскочил на лёд и полз метров двадцать пять по льду с водой. К берегу добраться я ему помог, но на берег вытащить не смог: так он закоченел наполовину в воде.

Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замёрзну».

«Очень тяжело»... Всего два коротких, мужественно скупых слова. Но сколько же встаёт и видится за ними! Вдумаемся, представим себе…
Беспримерный в истории изысканий подвиг Александра Кошурникова был посмертно отмечен Родиной её высшей наградой — орденом Ленина.
Тем большее недоумение и неприятие вызывает тот факт, что новая, недавно открытая станция нашего метрополитена, расположенная на улице Кошурникова — не то же славное, героическое имя, а название… близлежащего торгового центра.

Дело в том, что рядом со строящейся станцией с давних пор находилась транспортная остановка «Золотая нива». Названа она была так якобы лишь потому, что в своё время, когда тут возводился крупный жилой массив, не оказалось в округе ничего более популярного, чем хлебный магазин с таким названием.

Жилмассив построили, магазин тот канул в Лету, а название остановки прижилось, да и осталось. Потом оно перешло на выросший вблизи торговый центр. Вот и решили по инерции назвать так же и новую станцию метро. Так ли бездумно нужно подходить к выбору названий для значимых объектов городской инфраструктуры?

Герои не умирают. Их удел — бессмертие. Они живут в преданиях и легендах, на страницах летописей и книг, в уникальных памятниках зодчества и скульптуры, названиях естественных и рукотворных объектов. Пробиваясь сквозь толщу времени, они своей личностью и деяниями оказывают на потомков мощное эмоциональное воздействие, формируют их взгляды и убеждения, во многом определяют характер и дух нации.

Мы — русские! Это звучит гордо. А у русичей долг и честь издревле были превыше торга.

Будем же верить, что настанет день, когда этот принцип наших предков восторжествует и здесь, и пассажиры метро, входя в распахнутые поутру двери новой станции, увидят на её фронтоне славное имя сибиряка, нашего земляка, с жертвенного подвига которого начался новый исторический прорыв России к просторам Мирового океана.

Если эта надежда сбудется, то станции Новосибирского метрополитена, носящие имена короля воздуха Александра Покрышкина и покорителя нехоженых троп Александра Кошурникова окажутся на одной линии, неподалёку друг от друга. Между ними будет лежать лишь станция «Берёзовая роща», как объединяющий их символ России, Родины, за которую оба они так беззаветно сражались и в огненном небе войны, и в лютой сибирской тайге.