С чем едят молодёжного мэра?
Не секрет, что Новосибирская область — один из немногих регионов страны, преуспевших в работе с молодёжью. Но объективно оценить результаты этой работы непросто — сказывается специфика целевой аудитории соответствующих структур. Да и время стремительно вносит свои коррективы. Причём не только в подходы к работе, но и в критерии её оценки.
Новосибирский городской комитет по делам молодёжи 20 лет несёт гордое знамя молодых активистов. Буквально на днях комитет отметил свой юбилей. С праздничной датой почти совпало проведение ежегодной городской конференции «Актуальные проблемы реализации государственной молодёжной политики в городе Новосибирске: опыт и перспективы», на которой обсудили новые подходы в работе с молодым поколением.
Нынешнему молодёжному мэру Новосибирска Виктору Кокушу «повезло» занимать ответственный пост в структуре молодёжного самоуправления в «эпоху перемен». Реформа государственного управления закономерно затронула и нишу, отведённую для молодёжной политики. Так уж сложилось, что спусковым крючком для преобразований в этой сфере стали структурные изменения. А перестановка кадров обязала пересмотреть и сами методы работы.
— Основной темой конференции на этот раз стали изменения в сфере молодёжной политики, затронутой реформой административной системы, — рассказывает Виктор Кокуш. — Первое, на что мы обратили внимание, — это необходимость реструктуризации молодёжных учреждений дополнительного образования. Речь идёт о всевозможных секциях и кружках. Изначально они направлены на молодёжь, то есть на категорию от 14 до 30 лет. На деле же такие учреждения посещают в основном дети. Но этой категорией занимается, скорее, сфера образования, чем сфера молодёжной политики. Соответственно, специалисты, работающие в учреждениях дополнительного образования, — это педагоги, а не специалисты по работе с молодёжью. Конечно, для молодых людей места в этой системе почти не осталось.
Ситуация с недостатком молодёжи в учреждениях дополнительного образования центром обсуждения стала не зря: она — прямое следствие основной проблемы, с которой и связаны запланированные преобразования в сфере молодёжной политики. А именно: отсутствие кадров, специализирующихся на работе с молодёжью. Между тем перспективы на ближайшее будущее в масштабе как региональном, так и общероссийском — перевод молодёжной политики из неопределённого статуса в полноценную профессиональную деятельность. Подразумевается, что подготовленные специалисты в области молодёжной политики смогут вести и организаторскую, и информирующую работу среди молодёжи и создавать собственные проекты.
Но если в подавляющем большинстве регионов страны подготовка подобных специалистов ещё в перспективе, то в Новосибирске такая работа ведётся не первый год. Семь лет на базе Новосибирского педагогического университета работает институт молодёжной политики, выпускающий соответствующих специалистов. Судить об итогах работы учебного заведения преждевременно — всё-таки выпусков пока недостаточно. Тем не менее резерв молодых кадров на подходе, а значит, новосибирцам есть с чего начинать.
Зоя Волынчикова, помощник молодёжного мэра Новосибирска, выпускница института молодежной политики:
— Специалистов, работающих в сфере дополнительного образования, грядущая реформа пугает. Ведь понятно, что им понадобится переподготовка. Но вместе с тем с молодёжью должны работать и сами представители молодого поколения, к чему мы совершенно закономерно пришли. Знания выпускника института молодёжной политики должны быть очень широкими — от социальной педагогики до социальной наркологии. Это и основы медицинских знаний, и основы проектной деятельности, и поиск спонсоров. Работа с молодёжью — это очень динамичная структура, потому что молодёжь меняется, меняются взгляды на жизнь. К сожалению, сегодня в этой работе мы пользуемся тем, что давно признано неэффективным.
Как в ближайшее время решатся столь высокие задачи в общероссийском масштабе, пока неизвестно. Ведь «Закон о молодёжной политике», над которым субъекты Федерации не один год ломают голову, так и остался не принятым. В этом смысле год Молодёжи, на который возлагали надежды, в том числе и в плане совершенствования «молодёжных» аспектов законодательства, себя не оправдал.
Тем не менее именно в условиях отсутствия единой законодательной базы каждый регион вынужден воплощать в жизнь собственное видение молодёжной политики на местах. Так зародилась структура общественного молодёжного совета комитета по делам молодёжи Новосибирска, подражающая внутренней структуре самой мэрии города. Разумеется, во главе — молодёжный мэр, которого активная городская молодёжь выбирает без малого десять лет.
Надо сказать, что такая структура характерна далеко не для каждого региона. Однако развитое молодёжное самоуправление — одна из отличительных черт молодёжной политики Новосибирской области. Молодёжный градоначальник уверен: участие в структуре самоуправления помогает молодым людям социализироваться в постоянно меняющемся обществе. Словом, даёт то, что так усердно и тщетно ищется в школах и институтах.
— Участие в молодёжных органах самоуправления даёт понимание, как работает структура, — объясняет мэр Виктор Кокуш. — Появляется понимание, куда нужно обратиться за решением той или иной проблемы, какие нужны документы, как их составлять. Поварился в этом — и в будущем у тебя нет никаких проблем. Но, к сожалению, пока бытует такое мнение, что участие в молодёжном самоуправлении — это полная ерунда.
Кстати, о том, кто такой молодёжный мэр, даже в нашем городе знают далеко не все. И, несмотря на то, что институт молодёжного мэра существует в городе целое десятилетие, местная пресса нередко интересуется загадочной государственной должностью: что такое, с чем едят? Что в таком случае говорить о понимании молодёжной политики как целой сферы деятельности? Виктор Кокуш поясняет:
— Молодёжный мэр — это прежде всего руководитель структуры под названием общественный молодёжный совет. Обязанности примерно такие же, как и у руководителя районной молодёжной структуры, только ответственность больше. И, конечно, рабочий день может растянуться до позднего вечера. Рабочий день — это встречи, в том числе с мэром Новосибирска. Кроме того, часто возникает неожиданная необходимость провести мероприятие. В этом случае очень важно быстро принять решение и никого не подвести.
Задачи, которые обсудили на городской конференции, не сводились только к федеральным реформам. Так, городские активисты планируют включиться в более тесное сотрудничество с Молодёжным парламентом Новосибирской области, а также начать систематическую работу с областными районами. Ведь нельзя забывать: какими бы основательными и красивыми не задумывались новые реформы, молодые жители сельских районов всегда рискуют остаться без элементарных привилегий горожан.