USD 102.3438 EUR 106.5444
 

С работы на бал, с бала под венец

Подготовила Юлия БЫКОВА.

Это не шаблон истории любви наших прапрабабушек и прапрадедушек. Хотя, впрочем, не исключено. Эта история произошла в наши дни. Семён и Мария познакомились на балу. Их, как в песне, связала музыка, только не дискотечная. Густой полумрак и навязчивые звуки из динамиков их не привлекают. Сегодня многие молодые люди с ними солидарны. А некоторые с радостью выбирают альтернативу распространён- ным видам досуга. Вопрошающая фраза «Вы поедете на бал?» стала полушуткой, но теперь она в первую очередь вполне серьёзный вопрос. Потому что отныне для современного человека это в порядке вещей — отправиться на самый настоящий бал.

Анна Абрамова, руководитель историко-культурного центра «Отражение», дала свой первый бал семь лет назад. Сегодня «Отражение» — единственный в городе и, судя по всему, единственный в стране организатор костюмированных балов для всех желающих. Собрав однажды единомышленников, неравнодушных к романтичной эстетике прошлых эпох, Анна и подумать не могла, что вот оно, начало красивой новосибирской традиции, под сводами Дома культуры.

Впрочем, продолжилась эта традиция тоже не в колонных залах. Весь сентябрь на площадке Центрального парка под музыку вальсов и мазурок кружили пары — молодые и не очень. Так выглядит реализация Анниного проекта под названием «Вальс в большом городе». А давно практикующийся обычай разучивать средневековые па за несколько танцевальных занятий, чтобы продемонстрировать свежеприобретённые умения на импровизированном балу, только подтверждает: атмосферу старинного танца можно создать где и когда угодно, было бы желание. Всё это новый вид городского досуга — так называемый «социальный бал».

— Первый свой бал я организовала для себя, для друзей и думала, что он будет единственный, но традиция стала развиваться, — рассказывает Анна. — Идея «Отражения» — это социальные балы. Это красивая, этикетная форма досуга, доступная любому современному человеку. Социальные танцы — это те танцы, которые легко освоить большому количеству людей. «Вальс в большом городе» — это совершенно бесплатные танцевальные площадки, организованные на городских улицах. А на закрытых площадках мы больше года проводили танцевальные экспресс-курсы, после которых проходили костюмированные балы. Этой весной у нас был очень насыщенный сезон, мы проводили по два, по три, иногда по четыре бала за месяц. С просьбой организовать бал к нам обращались коммерческие организации, школы. Но, к сожалению, не все знают, что всё это доступно, что к нам может прийти любой. Мне бы очень хотелось, и я к этому стремлюсь, чтобы со временем балы стали современным социальным достоянием.

Конечно, завсегдатаи социальных балов — это прежде всего молодые девушки и парни. Кстати, на дефицит кавалеров здешние дамы не жалуются, как можно было бы предположить. Иной раз и девушек-то приходится искать. В целом же ценители прекрасного — публика ещё той «разношёрстности». Танцевать желает и стар, и млад. Приходят даже семьями.

Илья не первый раз выводит в свет юную даму — свою шестилетнюю дочь Полину. Илья: «На балы «Отражения» хожу с весны, до этого танцевал в любительском коллективе. Жена это дело бросила, сейчас приобщаю дочку. Вместе со всеми она ещё не танцует, но кое-что уже умеет».
Альбина Панарина — представительница немногочисленного старшего поколения танцующих. К «старшим» здесь относятся с особым уважением. Их почему-то здесь принято называть сеньорами. Тем не менее общаются поколения, скорее, на равных. Ведь, если присмотреться, можно заметить: разъединяющих факторов тут нет, зато господствует нечто объединяющее, стирающее всякие границы — то, что называют светским этикетом.

— Это не просто отражение времени, это параллельный мир, — делится впечатлениями Альбина Панарина. — О проекте «Вальс в большом городе» услышала по радио, стало интересно. Не ожидала, что ко мне присоединится ещё и муж. Для меня эти танцы — хобби.
Здесь забываешь о проблемах, и это намного лучше, чем фитнес какой-нибудь.

Не успело пройти много времени, как на воссозданных бальных площадках начали отыскиваться «вторые половинки». Семён и Мария — не единственный пример устройства личной жизни посредством такого светского мероприятия. Но они — первая пара, устроившая в свою честь свадебный бал. Всё здесь по-настоящему. Кольца, гости, подарки, шампанское рекой — полноценная свадьба. И только вместо тамады с грубоватыми и не всегда уместными шуточками — ведущие бала во фраке и кринолине. «Если бы Семён не забыл выучить танец, наверное, мы бы так и не познакомились», — рассуждает Мария, обращая внимание на нетипичность поводов для знакомства на балу. Кстати, в свои 19 Маша является организатором «Балов православной молодёжи».

Какая свадьба обойдётся без конкурсов и игр? Между прочим, даже рядовой бал — это не просто танцы. В галантные времена кавалеры ловили дам с закрытыми глазами, выбирали друг друга в игре ручеёк. Устраивали даже конкурс комплиментов. Но главным развлечением оставалась бальная почта. По залу бегали дети с котомками. В них, в этих котомках, — анонимные послания от незнакомца или незнакомки.

Впрочем, такое времяпрепровождение нельзя назвать реконструкцией прошедшей эпохи. Здесь, конечно, всё гораздо проще, чем у истинных любителей исторической реконструкции. Даже платья для таких балов шьются не с оригинального образца. Да это и не надо: любая дама позапрошлого века позавидовала бы лёгкости тканей, наличию на платьях замков-молний и демократичному корсету сегодняшних чаровниц. Ведь известны случаи, когда молодые особы, привыкающие к светской жизни, оказывались не в состоянии вынести тиски туго затянутого корсета, а также тяжести юбок и кринолина, теряя сознание от непосильной ноши. Тяготы жизни светской дамы усугублялись тем, что обычный бал длился не менее пяти часов, а приличия времени не всегда позволяли покинуть зал до завершения танцевального действа.

Елена — местный костюмер. Шьёт, правда, не на заказ — для своих. Пожалуй, мало кто в городе лучше неё разбирается в тонкостях исторического костюма. Когда-то Елена вникла и в ремесло театрального костюмера. По её словам, театральные каноны создания платья никак не подходят для того, чтобы «обшить» бал. Сценические костюмы, уверяет швея, создаются на один выход. А вот самая обычная футболка превращается… превращается футболка… в элегантное бальное платье! Однажды Елене пришла в голову идея сделать выкройку бального платья по футболке. Этот нехитрый способ до сих пор её не подводит.

Самая большая проблема, с которой пришлось столкнуться Елене на первых порах, это трудности с нахождением кринолинов и материалов для корсетов. Сейчас эти проблемы решены. С большим трудом мастерице удалось договориться со свадебным магазином, где далеко не сразу согласились продавать кринолины без подвенечного платья. Да и главный секрет корсетов со временем раскрылся, который заключается в многослойности этой детали гардероба.

Вот такие они, балы двадцать первого века. Самое главное — это только начало, неизвестно, до чего дотанцуются умельцы избежать индустриальной суеты.