USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Приёмные дети: «экспорта» стало меньше

Юлия БЫКОВА.
Ожидание.
Ожидание.

Для начала решили определиться с портретом новосибирского усыновителя. Любопытно, что точки зрения представителей общественных организаций и муниципальных органов разошлись. Так, по мнению начальника отдела опеки и попечительства администрации Кировского района Новосибирска Аллы Кот приёмные семьи чаще всего создают люди среднего возраста, как правило, по каким-то причинам не имеющие кровных детей. При этом в основном усыновляют ребятишек дошкольного возраста. Однако в новосибирскую городскую общественную организацию усыновителей «День аиста» обращаются и молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет, и семьи, имеющие своих ребятишек. Да и спросом пользуются не только дошкольники, но и подростки.

Расхождения обнаружились и в цифрах: по данным Новосибирского городского центра по профилактике социального сиротства «Солнечный круг», число усыновителей за последний год возросло. В 2009-м число ребятишек, взятых в новосибирские семьи, составило 142 человека. В то же время в общественной организации усыновителей «День аиста» за тот же период времени динамики не обнаружилось. Здесь среднегодовое число усыновлённых ребятишек по Новосибирску стабильно из года в год — чуть более 200.

А вот иностранного усыновления в Новосибирске стало гораздо меньше. С чем это связано, неизвестно, но представителей органов опеки и общественных организаций данный факт определённо радует. Тем не менее всеобщим восторг назвать нельзя: известно, что иностранные граждане охотнее берут не совсем здоровых детей, да и бытовые условия жители обеспеченной Европы подчас предоставляют не в сравнение с российскими. А вот фактов жесткого обращения с новосибирскими ребятишками, отправившимися за рубеж, установлено не было.

К слову, воспитанниками новосибирских детдомов больше всего интересуются граждане Италии. Кроме того, приёмные семьи в Новосибирске создают родители из США, Испании и Германии.

Соответствовать формальным требованиям к созданию приёмной семьи, то есть собрать необходимые документы, несложно. «Трудности на этом этапе существуют только в голове», — уверена президент «Дня аиста» Евгения Соловьёва. А вот тест на моральную готовность к усыновлению, увы, проходят далеко не все. Всевозможные школы усыновителей, не первый год действующие на территории Новосибирска, отсеивают примерно треть кандидатов в родители за несколько месяцев. Тем не менее такой отсев, как считают специалисты, — мера необходимая. А потому рост числа семей, так и не ставших приёмными родителями, не должен восприниматься критично, ведь случаи отказа от принятого ребёнка — пока неизменная реалия.

— Дети нередко возвращаются из приёмных семей, — говорит Алла Кот. — Основная причина — не сложившиеся семейные отношения. Часто приёмные родители недооценивают свои возможности в воспитании «сложных» детей, которые уже переживали трудные жизненные ситуации.

Что касается форм заботы о воспитанниках социальных учреждений в Новосибирске, то на сегодняшний день они остаются традиционными. Закон о патронатном воспитании в городе в ближайшее время не примут. Ни органы опеки и попечительства, ни общественные организации не видят смысла во введении такой формы социального жизнеустройства. Однако в новосибирских детдомах существуют так называемые семейно-воспитательные группы — своеобразный аналог патроната. Из этих групп в дальнейшем, как правило, формируются полноценные приёмные семьи.

А вот принятие ювенальной юстиции не обойдёт и Новосибирск. Правда, это пока отдалённые перспективы. Тем не менее туманные разговоры уже сегодня могут отразиться на судьбе приёмных семей. Так, ювенальная юстиция предполагает жалобы от сторонних лиц, заметивших неприемлемое обращение с приёмными детьми. Перспектива того, что такие «доносы» будут в порядке вещей, уже сейчас даёт свободу пожаловаться на нерадивого соседа, злоупотребляющего правами приёмного родителя. Однако пока в органы опеки подобные жалобы на ближних не поступали.

Если говорить о всевозможных количественных «всплесках», то, по словам специалистов, на сегодняшний день отмечался лишь «всплеск» открытого усыновления. То есть случаев, когда от ребёнка не скрывают факта его усыновления в раннем возрасте, стало больше. Вероятно, это говорит о росте сознательности в подходах к созданию приёмной семьи. Тем не менее каких-либо других «всплесков» не регистрировали — спрос на детей, оставшихся без попечения родителей, пока значительно уступает предложению.